Налог на Шария: что не так с государственным финансированием партий

Читати українською
Богдан Машайжурналист

После досрочных парламентских выборов украинцев резко заинтересовало государственное финансирование партий. Согласно данным Google trends (система, которая анализирует популярность поисковых запросов в интернете), с 21 по 27 июля количество поисковых запросов на эту тему выросло в десять раз. 25 июля на сайте президента Украины появилась петиция с требованием отменить нормы закона, согласно которым в ближайшие 5 лет миллиарды гривен налогоплательщиков пойдут на финансирование уставной деятельности 11 партий, набравших более 2% голосов. Украинцы возмущаются в социальных сетях, почему должны содержать за свой счет политические силы с высоким антирейтингом или пророссийские партии.

Кто и сколько получит?

Механизм государственного финансирования партий заработал в третьем квартале 2016 года (соответствующий закон депутаты приняли в ноябре 2015-го). Тогда деньги налогоплательщиков распределили между политическими силами, фракции которых были представлены в парламенте. В переходных положениях закона «О политических партиях» депутаты 8-го созыва также указали, что с 2019 года финансирование будут получать все партии, которые по итогам следующих парламентских выборов наберут более 2% голосов.

Сколько всего расходов предусматривает бюджет каждого следующего года на содержание партий, посчитать не сложно даже без специальных знаний. Разберемся с финансированием на 2020-й. Схема проста: общее количество участников выборов умножается на 0,02% от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января. Согласно данным ЦИК, на внеочередных парламентских выборах проголосовали 14 млн 718 тыс. 556 избирателей. Прожиточный минимум на 2019 год составляет 1 тыс. 921 грн. Берем в руки калькулятор и узнаем, что в 2020 году партии распределят между собой 565 млн 486 тыс. 922 грн государственного финансирования (сумма приблизительная – окончательную установят после обнародования официальных результатов выборов). В среднем каждый избиратель вместе с голосом на внеочередных парламентских выборах «отдал» своей партии не более 38 гривен из собственных налогов.

Сколько бюджетных средств получат политические партии в 2018 годуПолитические партии в этом году получат более чем 513,5 миллиона гривен из государственного бюджета.

К 2024 году пропорционально (в зависимости от количества набранных голосов и соблюдения гендерной квоты) госфинансирование получат 11 партий: «Слуга народа» (537 млн грн – здесь и далее приблизительная общая сумма по расчетам «Слова и Дела»), «Оппозиционная платформа – За життя» (141 млн грн), «Европейская солидарность» (109 млн грн), «Батькивщина» (93 млн грн), «Голос» (77 млн грн), «Сила и честь» (54 млн грн), «Оппозиционный блок» (40 млн грн), Партия Шария (38 млн грн), Радикальная партия Олега Ляшко (34 млн грн), «Украинская стратегия Гройсмана» (27 млн грн), «Свобода» (26 млн грн).

Что финансируем?

В 2018 году «Слово и Дело» опубликовало цикл расследований о том, за какие услуги и кому государственные средства платили 5 партий-победителей внеочередных выборов в 2014 году.

Так, «Оппозиционный блок» (демонстративно отказался от госфинансирования в 2016 году и резко передумал уже в 2017-м), выплатил более 10 млн грн долга перед ООО «Интер реклама центр» (владелец – олигарх Дмитрий Фирташ). Этот долг накопился еще до получения партией госфинансирования, впрочем, был погашен за счет него двумя платежами летом и зимой 2017 года. «Батькивщина» в период с марта 2017-го по август 2018-го оплатила 1 млн 263 тыс. грн бюджетных денег за ремонт своего автопарка. БПП «Солидарность» арендовала пустое помещение в Черкассах. Радикальная партия взяла в аренду дополнительные квадратные метры за 1,7 млн грн у своего же депутата Сергея Рыбалки. «Самопомич» потратила 882 тыс. наших с вами гривен на питание своих партийцев во время съездов и тренингов. Ситуация с «Народным фронтом» вообще уникальная: партия, выигравшая парламентские выборы в 2014 году и в итоге получившая больше всего государственного финансирования, до выборов 2019 года, по сути, не дожила. В общем, оказалось, что львиную долю государственного финансирования политические силы потратили на рекламу в СМИ и решения своих бытовых, имущественных и финансовых проблем (оплата счетов за квартплату, аренду офисов и техники, повышение зарплат и т. д.).

Финансировать нельзя прекратить

Следить за законностью и целевым использованием средств бюджета партиями должны НАПК и Счетная палата (СП). Как показала практика, такой механизм государственного контроля оказался крайне неэффективным: НАПК хоть иногда и отчитывается об обнаружении новых нарушений, впрочем, за 3 года так и не решилось на большее, чем несколько штрафов.

Первая причина этой неэффективности организационная: НАПК, очевидно, не имеет достаточных ресурсов, чтобы каждый квартал тщательно анализировать десятки тысяч страниц отчетности (в 2017 году перед НАПК отчитывались 217 партий). Вторая – структурная: ни один закон или подзаконный акт не регулирует порядок сотрудничества НАПК с СП в вопросе контроля за использованием партиями денег из госбюджета. В итоге имеем абсурдную ситуацию, когда одна и та же функция возложена на два различных по своей природе органа, которые непонятно как должны сотрудничать между собой.

Еще одна проблема: на сегодня ни один закон не дает четкого определения, что именно следует понимать под «уставной деятельностью» и расходами «на финансирование предвыборной агитации» партий. Расширение офиса, покупка автомобилей, повышение зарплат – это точно уставная деятельность? Покупка сотен часов рекламы в СМИ за счет бюджета – это точно предвыборная агитация? Однозначного ответа на эти вопросы нет не только у НАПК и СП, но и у самих партий. Как в таких условиях можно говорить об эффективном контроле за использованием бюджетных денег – вопрос риторический.

Наконец, главная проблема. Согласно закону, средства из госбюджета перечисляются на специально открытый счет партий. Впрочем, эта норма касается только центральных ячеек, которым не запрещено перечислять деньги налогоплательщиков на уже существующие счета региональных организаций. Там средства из бюджета «смешиваются» с вкладами от физических и юридических лиц, после чего отследить, на что они были потрачены де-факто, невозможно.

Все годы независимости Украины неприлично большая часть депутатов в Верховной раде называлась «народными» лишь формально. Фактически же эти избранники созыв за созывом защищали интересы своих спонсоров из различных финансово-промышленных групп, за деньги которых гарантированно могли снова оказаться в парламенте. Государственное финансирование должно иметь целью (о чем говорится в пояснительной записке к закону) предоставить партиям возможность существовать и развиваться за счет государства, повысить конкуренцию и укрепить демократию внутри организаций, усилить прозрачность финансирования агитации, сделать партии финансово независимыми от теневых бизнес-структур и, таким образом, уменьшить коррупционные риски в политике в целом. Именно так госфинансирование партий давно работает в абсолютном большинстве стран Европы, но, к сожалению, не в Украине. Для украинских партий средства из бюджета остаются приятным бонусом в дополнение к «привычному» финансированию бизнесом. И это не изменится, если государство так и не научится гарантировать законность.

Богдан Машай, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: