Пока все гадают, чем займется резко окрепший Владимир Зеленский, кроме взятия под контроль столицы, жизнь в лице детективов НАБУ и сотрудников управления специальных расследований Генпрокуратуры подкинула новому президенту волшебный подарок, но он же и дерзкий вызов.
Дело в отношении судей Окружного административного суда Киева, которое, в частности, базируется на прослушке председателя этого суда, одиозного Павла Вовка, дает возможность Зеленскому сразу, со старта, продемонстрировать решительность и принципиальность, о которых он уже столько успел наговорить. И, главное, у него появляется непосредственный повод перезапустить, желательно, с нуля, жизненно важную судебную реформу, о «результативности» которой можно прекрасно судить как раз по вольным разговорам судейских чинов, у которых все везде схвачено.
С классическим образованием у нас сейчас не очень, поэтому не будет лишним напомнить, что у Эзопа есть басня про человека, который, вернувшись из странствий, рассказывает землякам о том, как, будучи на острове Родос, совершил неимоверный прыжок, на зависть олимпийским чемпионам. Дескать, спросите на Родосе, вам подтвердят. На что ему резонно говорят: «Здесь Родос, здесь и прыгай». Дело по Окружному суду – это Родос Зеленского. Давай, доказывай уже здесь и сейчас.
Эта ситуация прижимает Владимира Зеленского к стенке еще в одном важном отношении. Полноценная, без дураков, реакция новой власти на скандал имени Павла Вовка возможна лишь как уничтожение базовых предпосылок того мира, в котором хищными рыбами в воде чувствуют себя такие люди, как Андрей Богдан и Андрей Портнов. Надо ли напоминать, что ОАСК стал любимым учреждением последнего после возврата из эмиграции, крайне отзывчивым к искам мстительного эмигранта.
Любой другой подход президента и другой исход станет такой же имитацией, как судебная реформа Петра Порошенко в исполнении Сергея Козьякова, нынешнего главы Высшей квалификационной комиссии судей, и прочих вовлеченных представителей юридической элиты. Не войти в мир Богдана и Портнова при их помощи, чтобы освоиться в нем и стать своим, а уничтожить его на корню, – вот вызов перед президентом, от которого ждут крутых, настоящих перемен.
Очевидно, что Вовка пасли долго, и нынешнюю команду «фас!» связывают с приездом в страну Курта Волкера, американского куратора Украины. Сложно судить, сколько в этих разговорах правды, а сколько попытки выдать желаемое за действительное: не брошены на произвол судьбы. Но потребность в подталкивании Зеленского к тому или иному важному выбору, конечно, существует, как и недоверие к Андрею Богдану в качестве могущественного главы президентского Офиса, которое, опять же, как люди говорят, Курт Волкер тоже как-то высказывал. С тех пор селфи Зеленского с Богданом стало в разы больше, будто в насмешку.
Впрочем, если главе государства удастся каким-то образом использовать специфические знания и опыт главы Офиса для настоящей судебной революции, то почему бы и нет. Собственно, все остальное – нет. Что не получится, так это сделать вид, будто записи Павла Волка, выброшенные на суд публики, ничего не значат и не стоят реакции президента. Здесь Родос.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»