Путь от деклараций в 2015 году до набора судей и объявления даты начала работы был длинный. Прошло почти 4 года, при том, что западные партнеры все это время просили ускориться и создать новую структуру. Все действительно затянулось во времени.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил доктор юридических наук, эксперт Центра политико-правовых реформ Борис Малышев.
«Сейчас объявлена дата начала работы суда – 5 сентября, но есть информация о проблемах с помещением. При этом можно было еще с начала года вести поиск помещения, проводить какие-то ремонтные работы, решать технико-организационные вопросы. Теперь еще 4 месяца потратят на это вместо того, чтобы рассматривать дела», – отметил Малышев.
На его взгляд, первых приговоров будут ожидать уже в конце года. Общественный запрос велик, к тому же представители новоизбранного президента тоже заявляли, что ожидают активной работы суда.
Активная работа заключается в оперативном рассмотрении дел и вынесении приговора. Нет разницы какого – оправдательного или обвинительного, констатировал он.
«Суть в том, что суд должен заработать в полную силу. Риск в том, что структуру сейчас загрузят делами – новыми или теми, которые просто передадут ему, и снова все затянется, будут проводить одно заседание по две недели, зачитывать дело. Поэтому сейчас действительно придется как-то напрячься, наладить процесс, УПК позволяет суду воздействовать на стороны, чтобы они не злоупотребляли процессуальными правами», – пояснил эксперт.
Приговоры должны быть уже в начале следующего года, общество и международное сообщество ожидают этого, и хочется надеяться, что так и будет, шансы есть. Антикоррупционный суд создали именно для того, чтобы дела топ-коррупционеров не лежали годами в судах первой инстанции. В Соломенском суде есть дела, которые по два года никуда не двигаются, уточнил он.
«Есть надежда, что Антикоррупционный суд оправдает свое создание и сможет оперативно и профессионально рассмотреть такие дел и вынести приговоры», – подчеркнул специалист.
При этом, согласно Конституции, судебная власть у нас является независимой. Поэтому главное, что должен сделать Зеленский как новый президент, – не оказывать влияние или косвенное влияние, которое запрещено законом, добавил он.
«Все, что требуется от новой власти сейчас, пожалуй, даже больше от Кабмина – не вмешиваться в работу, не оказывать давления и создать соответствующие материально-технические условия, например, выделить средства в бюджете на помещение суда», – резюмировал Борис Малышев.
Как сообщалось, собрание судей Высшего антикоррупционного суда Украины приняло решение о начале работы суда 5 сентября 2019 года. Главой суда избрали Елену Танасевич.
Напомним, президент Украины Петр Порошенко не выполнил обещание о том, что Антикоррупционный суд заработает в 2018 году. Такое обещание он дал 16 июля 2018 года.
Каким обещаниям из программы Зеленского не суждено было осуществиться – по ссылке.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»