Загадочная Рада. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Владимир Гройсман своим заявлением об участии в парламентских выборах отдельным проектом, то есть отдельным от «Солидарности» Порошенко, переключил общественное внимание, запавшее на итогах президентской кампании. Как раз ввиду этих итогов значение борьбы за Верховную раду резко возрастает, но кто к ней готов?

Понятно повышенное внимание к новой «партии власти», однако «Слуга народа» еще более неопределенная величина, чем ее неформальный лидер. Кто и кого поведет на выборы от имени главной надежды страны? Опросы сходу делают «Слугу» лидером в списке предпочтений украинских избирателей, при этом нельзя сказать, что результат внушительный: согласно апрельским данным КМИС, лишь 12,4% проголосовали бы за партию Зеленского среди всех опрошенных (25,9% среди определившихся).

Ситуация очень напоминает расклады перед президентской кампанией, когда толком не был известен окончательный состав участников. Все, включая лидеров, демонстрировали какой-то небольшой процент, и вся картинка сильно поменялась, как только пошла реальная борьба. Пока же действительно непонятно, какие проекты продемонстрируют убедительный конкурентный потенциал.

Взять, к примеру, «Солидарность». Очевидно, БПП в нынешнем виде прекратит существование, и заявление Гройсмана об уходе в автономное плавание свидетельствует о завершении существования блока, по крайней мере, в нынешнем виде, потому что он уйдет точно не один. Владимира Борисовича можно понять. «Я не хочу быть статистом в следующем политическом сезоне», – говорит он, а при руководстве Порошенко у него нет возможности выдвинуться на главную роль. В конце концов, он себя тоже чувствует новым лицом украинской политики, и раз общество сформулировало запрос на новых, то обязательно нужно себя активно предлагать и продвигать. Если уж на то пошло, Владимир Гройсман всего на пять дней старше Владимира Зеленского.

Есть ли жизнь после выборов: что объединит враждующие политические лагеряЖесткое разделение граждан на агрессивные фан-клубы политиков стало политтехнологической тенденцией этих выборов. Какие последствия это может иметь для общества, анализировал политолог Александр Радчук.

Другое дело, что глава непопулярного правительства, наверное, сильно переоценивает свою личную популярность, а если еще и проект выйдет пополам с «Народным фронтом», который давно не ловят предвыборные радары, то и вовсе может выйти пшик.

Похоже, что и Петр Порошенко, парадоксальным образом купающийся в любви избирателей после провальной президентской кампании, погорячился, по инерции завершившейся гонки пообещав активное участие в борьбе за парламент. Во-первых, нынешние неполные 25% его персональной поддержки гарантированно будут растащены отдельными партийными проектами, в которых не будет недостатка в нише национал-патриотов, национал-демократов и «государственников». По состоянию на апрель БПП, еще в неразобранном виде, имел всего 6,6% (13,9% от определившихся). А любой результат, кроме самого внушительного, не устроит бывшего президента: статус обязывает. Во-вторых, этот статус не позволит Порошенко чувствовать себя уютно в будущем парламенте в общем ряду глав фракций, немыслимый дауншифтинг. Так что совсем не исключено, что «Солидарность» отправится в парламентскую гонку без Порошенко, а что она без него? При том, что остается большой вопрос, что она даже с ним. Все-таки он персонально символизирует противоположный полюс запросу на обновление.

Большая проблема у «Батькивщины». Партия всегда была разгоночным механизмом по продвижению Юлии Владимировны на руководство страной. Сейчас, когда ясно, что президентства ей больше никогда не видать, вероятно, что и массовый интерес к «Батькивщине», и так не ажиотажный, может заметно погаснуть. Впору вспомнить большие сложности, с какими партия попала в Верховную раду в 2014 году. Пока КМИС фиксирует проходные 12% от определившихся, но это по свежим следам первого тура, где лично Юля получила 13,4%.

Под угрозой Радикальная партия, Олег Ляшко был мало кому интересен в президентской кампании (5,48%), где появился другой яркий герой. Партия пока на грани прохода – 4,8% от определившихся, но Ринат Леонидович может и свернуть финансирование при таких раскладах, хотя у его другого проекта, «Оппоблока» Александра Вилкула, вообще все плохо: 2,3% от определившихся.

Зеленский вообще сильно портит картинку бывшим регионалам, переманивая электорат. Да, у медведчуковской «Оппозиционной платформы» пока 15,7%, но опять неясно, что от них останется к выборам, которые будут настоящим вызовом промосковским силам. Проверку избирателем пройдет истинный уровень влиятельности Виктора Медведчука и его идей в Украине. Кум не хочет разочаровать кума, перед которым всегда выступал в более приукрашенном виде, чем это соответствовало реальности.

Все очень плохо у «Самопомичи», которая стремительно растратила бывшие рейтинги, нынешние 1,4% просто выталкивают партию Садового в любые коалиции, самим не пройти. Несладко и «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, которому просто испортил жизнь Игорь Смешко со своей «Силой и честью». Сейчас эти проекты делят по 5%, но это, опять же, в условиях, когда еще неясно, какие новые партии и объединения заявятся для участия. Пример Зеленского показал, что яркая неожиданная подача может принести неожиданный успех, и играть в ярких и неожиданных будут многие, чаще неуклюже и безуспешно, но при этом отнимая такие нужные другим голоса.

Одно пока ясно: за полгода до выборов, которые все-таки пройдут, вероятнее всего, в конституционные сроки, никто не может даже приблизительно обозначить состав будущего парламента. Сюрпризы на президентской кампании не закончились.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: