22 февраля 2019 года истекает срок льготного периода применения ставки акцизного налога (коэффициент 0,5) для таможенного оформления автомобилей с иностранной регистрацией. После этого времени владельцы таких автомобилей будут платить акцизный налог по полной ставке. По оценкам ГФС, на территории Украины находится 640 тыс. авто на иностранной регистрации. По состоянию на 19 февраля украинцы успели растаможить 195,2 тыс. авто. За них автовладельцы заплатили 12 млрд платежей в госбюджет. «Это дает возможность нам решить вопрос индексации тех пенсий, которые не проиндексированы в 2015–2016 годах в силу обстоятельств – военных, бюджетных», – объяснил Петр Порошенко. К слову, 31 марта 2017 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал в течение 7 лет сделать Пенсионный фонд бездефицитным.
Слово и Дело решило выяснить, спасут ли собранные средства в ходе растаможки Пенсионный фонд и что грозит тем, кто не успел переоформить «евробляхи».
Экономист Юрий Буздуган напомнил, что в Украине начиная с конца 90-х годов пенсионный бюджет – головная боль для всех правительств Украины. Главная проблема – дефицит, выплаты превышают расходы.
По его словам, было много попыток изменить ситуацию и разными инициативами. Он напомнил, что когда-то бы введен налог на обмен валюты 1%, который отчисляли в ПФ.
«Потом, Пенсионным Фондом распоряжались профсоюзы. Проблем в принципе не было. В 90-х годах начались другие процессы, начал нарастать дефицит, государство забрало ПФ у профсоюзов. Аргумент – государство будет лучше управлять. Стало только хуже. Дефицит рос на протяжении многих лет», - говорит Юрий Буздуган.
Экономист отметил, что правительство Яценюка выступило с инициативой уменьшения поступлений в ПФ и от этого, якобы должны уменьшить процент отчислений.
«Что-то вроде, давайте возьмем меньше денег, все сразу начнут платить и денег станет больше. Это было сделано. Дефицит вырос. Теперь у нас правительство Гройсмана и новая идея с «евробляхами», - подчеркнул эксперт.
Экономист объяснил, чтобы разобраться с дефицитом, следует учесть, что масса собранных денег зависит от нескольких вещей, в частности количества человек, из которых собирают отчисления. В Советские времена с 20 млн человек насчитывали отчисления. Сегодня официально плательщиками в ПФ является около 12 млн граждан, но реально отчисления идут с 7-8 млн, уточнил он.
Вторая проблема еще более жесткая – размер зарплаты, из которой собирают проценты, констатировал экономист.
«В США три четверти из того, что заработала страна идет на зарплаты. В Украине, уже в 1994 году было 34%. В последний год Януковича было – 30,5%. Приходит Яценюк и решает, что нужно затягивать пояса, замораживает зарплаты и поднимает коммуналку. В 2014 году, зарплата упала до 20,4%», - рассказывает экономист.
На этом фоне, взялись за «евробляхи» и решили, что 12 млрд грн пусть даже немного больше, так как еще будут подсчеты по итогам 22 февраля изменят ситуацию, отметил эксперт.
«Сейчас ВВП около $100 млрд, зарплата около 8%, то есть на зарплату идет около $28 млрд и приблизительно $9 млрд идет в ПФ. На оборону идет у нас $3 млрд, выплаты по внешним долгам в этом году - $9 млрд. И сейчас нам говорят, в ПФ пересчитают 12 млрд гривен от растаможки. Это меньше чем полмиллиарда долларов. Невозможно сравнивать эти цифры с суммой, что дали «евробляхи», - пояснил Юрий Буздуган, акцентировав, что ситуация в ПФ не улучшится.
Касательно «евроблях», как объяснил, эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский пока, что жестких мер не будут применять к тем, кто не успел растаможить автомобиль. С 23 февраля по 23 мая будет действовать общий режим растаможки. А уже с 24 мая те, кто своевременно не выполнил таможенные формальности, будет платить штрафы.
«То есть после завершения льготного периода авто на еврономерах еще могут быть растаможены, но уже без скидки. Уже будет полная ставка, людям придется заплатить больше. В дальнейшем, вероятно, будут останавливать автомобили, сначала давать предупреждение, а затем уже будут применять штрафы к тем, кто управляет таким автомобилем», – отметил Несходовский.
Ранее Слово и Дело писало, как действует базовая ставка, сколько это будет стоить и какие штрафы грозят нарушителям льготного периода.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»