В четверг, 17 января, Верховная Рада приняла закон, позволяющий Министерству обороны напрямую закупать военную продукцию у зарубежных партнеров. Ранее такие процедуры могли осуществляться только при посредничестве спецэкспортера, входящего в состав госконцерна «Укроборонпром». Закон был принят в результате давления со стороны США, положивших на другую чашу весов возможность предоставления Украине военной помощи на сумму в $125 млн.
Законопроект №9122, который позволит Министерству обороны напрямую закупать импортную военную продукцию, Верховная Рада поддержала во втором чтении. Благодаря этому закону можно будет ускорить процедуру закупок и сэкономить средства за счет отсутствия комиссионных за посреднические услуги.
До сих пор официальным посредником при экспорте и импорте товаров и услуг военного назначения являлась компания «Укрспецэкспорт», которая входит в состав госконцерна «Укроборонпром». За свою деятельность компания брала комиссионные. Как утверждается в отчете Security Sector Reform in Ukraine, выпущенном американской исследовательской корпорацией RAND в 2016 году, в результате этих «накруток» цены на импорт завышались на 5-20%.
В то же время выручка, полученная за посредническую деятельность, должна была направляться на развитие оборонно-промышленного комплекса и разработку новых образцов вооружения. Иногда это являлось единственным источником финансирования для некоторых разработок, но с другой стороны, не раз давало повод обвинить «Укроборонпром» в различных коррупционных схемах.
В отчете RAND говорилось также о том, что существование посредника усложняет заключение соответствующих контрактов с «Укроборонпромом» на поставку военных товаров в Украину. Например, в случае с США, которые на сегодня являются для нас главнейшим донором, некоторые продажи могли быть оформлены только через министерство обороны принимающей страны, а не через государственную компанию. «В сложившихся обстоятельствах большинство поставок из США ограничиваются именно помощью, а не продажей», – поясняется в отчете.
Там также отмечается, что наличие посредника порождает конфликт интересов, который заставляет представителей «Укроборонпрома» сдерживать импорт товаров ради развития отечественного ОПК. «Это вполне понятная, если не стратегически оптимальная, расстановка приоритетов в мирное время, но военное время Украина нуждается именно в приобретении необходимых товаров», – отмечают в RAND.
Еще в 2016 году RAND рекомендовала позволить Минобороны напрямую работать с зарубежными поставщиками. В конце концов именно американская сторона «продавила» принятие законопроекта №9122, который в декабре прошлого года с проходил через парламент с большим трудом. На одном из заседаний комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны его глава Сергей Пашинский показал письмо из посольства США в Украине с подписью заместителя главы миссии Памелы Тремонт, адресованное руководству Верховной Рады и главам фракций. В письме говорилось о необходимости принятия законопроекта №9122, чтобы Украина могла участвовать в программе продажи военного имущества США (FMS) и получать товары без посредников.
При этом в письме подчеркивалось, что Конгресс США поставил в прямую зависимость предоставление Украине $125 млн военной помощи в 2019 году именно от принятия указанных законодательных изменений: «Одно из условий выделения финансирования … принять и ввести в действие законодательство, позволяющее Министерству обороны Украины напрямую закупать товары и услуги военного назначения у правительств других государств».
Как написал у себя в Facebook директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, принятие законопроекта №9122 потребует создания в составе Минобороны специального подразделения, которое будет заниматься внешнеторговыми операциями. На создание этого подразделения потребуется время, поэтому исключить спецэкспортеров из схемы импорта товаров военного назначения пока нельзя.
Если новый закон заработает в полную силу, Министерство обороны сможет оперативно работать с зарубежными партнерами и закупать именно то оружие, которое необходимо армии здесь и сейчас. Это должно ускорить появление в составе ВСУ американских фрегатов с противокорабельными ракетами и других важных образцов вооружений и военной техники. При этом значительно снижаются коррупционные риски, ведь, например, США со своей стороны будут жестко следить за выполнением условий всех соглашений.
С другой стороны, не стоит забывать, что на выручку, полученную от посреднической деятельности, действительно финансировались некоторые отечественные военные разработки, которые могут иметь экспортный потенциал и принести пользу армии. Будет ли полезен новый закон, покажет время. Тем более, что общество само сможет оценить эффект, если увидит в составе флота американские корабли, но уже под украинскими флагами.
Игорь Ветров, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»