Ситуация непростая, поскольку отменили норматив 3,3 куба на человека. Потребителям, у которых газовые плиты, присылают задолженность за несколько лет, в которой указывается, что они якобы должны были платить 9,8 куба на человека в месяц. Там, где колонки без счетчиков, – еще больше. Это манипуляция.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко, оценивая завышенные счета в платежках и проверку облгазов.
«Однозначно, облгазы манипулируют. Во-первых, люди не виноваты, тот, кто допустил ошибку, должен расплачиваться – правительство это, НКРЭКУ или другие. Во-вторых, отмена одного норматива не означает автоматического обновления старого. Должен быть регуляторный акт, где указан норматив», – отметил Сергиенко.
По его словам, облгазы абсолютно не контролируемы там, где нет точного учета потребления.
Как предусмотрено законом о коммерческом учете природного газа, на 1 января 2018 года все жилые дома, независимо от того, есть ли там плита или колонка, должны иметь счетчики, подчеркнул он.
«В таком случае берется баланс, то, что потребили люди, и проверяется, куда делись огромные объемы газа из облгазов. Потому из-за отсутствия счетчиков, из-за нормативов, не соответствующих реальному потреблению, они могут огромные объемы газа продавать бизнесу, например, по цене бизнеса», – пояснил эксперт.
На самом деле, это альтернатива МВФ. Кредиторы требуют повышения стоимости газа к рыночной цене. Однако можно пойти другим путем – опустить стоимость газа для промышленности до уровня стоимости газа для населения. Тогда цены бы выравняли и все эти махинации с нормативами были бы не нужны, уточнил он.
«Точный учет газа позволил бы не поднимать тарифы, если бы на то была воля правительства и президента», – добавил специалист.
Что касается рыночной цены, то здесь вообще много вопросов. Считать рыночной цену где-то на спотовом рынке, где она точно выше, чем цена газа, которая заключена по контрактам, спекуляция, отметил он.
«У нас нет рынка. Почему мы должны стоимость наших носков, например, привязывать к стоимости носков где-то в Берлине. Сейчас мы привязываем цену нашего газа к цене на немецком хабе», – резюмировал Александр Сергиенко.
Как известно, в декабре в «Нафтогазе» уже сообщали, что облгазы и связанные с ними структуры по продажам газа насчитывают потребителям искусственную задолженность, а затем оказывают психологическое давление, угрожая отключением.
Как вырастут тарифы до 2021 года – по ссылке.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»