Украина идет путем системного лоббизма. Даже когда в Европе вводят некий стандарт, к примеру Евро-5 или Евро-4, то вводят его для производства новых авто, но в Европу при этом можно завезти обычный украинский «Запорожец». В Украину «Запорожец» из Европы не привезти, потому что у нас квоты без объекта защиты.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политический аналитик Валентин Красноперов, оценивая митинг владельцев авто на еврономерах с требованием принять законопроект относительно доступной растаможки авто.
«У нас практически нет производства, а интерес один – дешевые кредитные китайские авто, которые продают различные автодилерские компании, как, например «Богдан-Авто». Это основной лоббист сегодня», – отметил Красноперов.
Украинский транспорт в очень плохом состоянии, фактически убит. У нас 40% так называемого фонда менее чем Евро-1, а мы говорим о том, что люди покупают Евро-3 и Евро-4, подчеркнул он.
По его словам, сейчас история такова, что власть сама оказалась между двумя мощными проблемами. С одной стороны, у власти прицел на пенсионный и предпенсионный электорат.
«Для этого нужны деньги. МВФ отмечает, что деньги будут, если правительство исправит макроэкономическую ситуацию в стране, а значит, не будет раздавать средства просто так. У нас льготы без шкалы производительности, субсидии без монетизации, тарифы не рыночные. Поэтому властям нужен сейчас ресурс, деньги. Соответственно, они могут сейчас с «евробляхеров» выбить штрафы, ввести налоги. Однако, с другой стороны, если пойдут этим путем, то потеряют и вообще не переизберутся. На этом поле много популистов, которые воспользуются ситуацией, – Тимошенко, Ляшко», – пояснил аналитик.
Гройсман пытается быть хорошим для пенсионного электората, но урезает интересы молодого и активного населения, добавил он.
Эксперт не исключил, что может быть определенный сценарий по «евробляхерам» для того, чтобы получить ресурс, показать МВФ при этом, что у нас есть поступления, можем даже соцстандарты повысить.
«Проблема в том, что власть хочет и денег, и лоббистам автодилерских компаний угодить. Если бы они поставили 500 евро для растаможивания, они бы и деньги получили, и население было бы довольно, и предпринимательство, которое хочет иметь свой бизнес. Однако, к сожалению, в угоду дилерам, ради того, чтобы получить деньги, которые потом закинут на повышение социальных стандартов, правительство может выбрать другой путь – растаможки, но не доступной», – уточнил он.
Это приведет к социальному взрыву. 3 тысячи евро за авто 2002 года, которое стоило 1 тысячу евро, люди платить не захотят, не смогут и не будут. Будет социальное недовольство именно активного слоя населения, отметил специалист.
«Факт в том, что украинские лоббисты крупных компаний, автодилеров имеют силу. Национальные интересы не учитываются», – резюмировал Валентин Красноперов.
Также «Слово и Дело» анализировало, как ВР предлагает решить проблему авто на еврономерах.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»