Закон о декоммунизации не запрещает надевать красный галстук и пилотку на дискотеку 80-х

Читати українською
Нардеп Арьев с помощью полиции выдворил из концерта Дискотека 80-х людей в пионерских галстуках. Хотя в законе о декоммунизации нет прямого запрета на использование этой символики.
Владимир Арьев

Нардеп Владимир Арьев вызвал в киевский Дворец спорта полицию на концерт «Дискотека 80-х» из-за того, что некоторые посетители пришли на вечеринку в красных пионерских галстуках и пилотках. Действительно ли закон о декоммунизации настолько суров, что запрещает пионерские символы в «дресс-коде» любителей ностальгировать по советским временам, «Слово и Дело» поинтересовалось у эксперта по конституционному праву Александра Москалюка.

По его мнению, с юридической точки зрения, любые действия человека могут ограничиваться в той мере, которая предусмотрена законом.

«Вам могут не нравиться определенные вещи, но не нужно путать морально-этическую плоскость с юридической. Это разные вещи и нельзя подменять закон критериями субъективного видения. Внимательно посмотрим, что написано в законе о декоммунизации и что именно он запрещает. В статье 1 этого закона расширенный перечень запретов, в частности речь идет о символике, включающий любое изображение государственных флагов, гербов, гимны и другие символы СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик в составе СССР», – отметил юрист.

Активисты ОУН намерены снести памятник Ватутину в КиевеАктивисты добровольческого движения ОУН планируют 14 октября, во время празднования Дня защитника Украины, снести памятник генералу Ватутину в Киеве.

Цитируя закон, он подчеркнул, что в перечне запрещенной символики уточняется, что нельзя использовать флаги, символы, изображения или другую атрибутику, в которых воспроизводится сочетание серпа и молота, серпа, молота и пятиконечной звезды, плуга (сохи), молота и пятиконечной звезды, символику коммунистической партии или ее элементы. Но ввиду того, что этот перечень достаточно подробно расписан, в нем нет запрета на использование красного галстука или пилотки.

«Я не считаю, что пилотка или галстук могут быть символами, которые ассоциируются с тоталитарным режимом. Более того, если уж исходить из того, что это символы советского режима, то закон можно толковать и с другой стороны. Ведь он разрешает использование символов СССР, если проводится историческая реконструкция. Можно предположить, что люди, которые пришли на дискотеку 80-х, просто воспроизводили эпоху тех лет», – отметил Москалюк.

По его словам, в подобных случаях важно понять направленность умысла тех, кто использует те или иные символы.

«Закон существует для того, чтобы предотвратить повторение тоталитаризма в будущем. Но на такие мероприятия, как дискотека, люди приходят скорее из-за ностальгии по былым временам, а не для популяризации символов тоталитарного режима», – отметил он.

Юрист отметил, что одно дело, когда молодые люди спортивного телосложения собираются на акцию ради разжигания вражды, и совсем другое, когда кто-то пришел потанцевать под любимую музыку и вспомнить молодость.

Вятрович анонсировал создание филиалов Института национальной памятиВсего будет создано пять региональных представительств. Они будут находиться в Харькове, Днепре, Виннице, Одессе и Львове.

«Конечно, эти моменты с использованием символики достаточно сложно различать, но это нужно делать, иначе мы будем сталкиваться с плохими вещами. Я не хочу, чтобы Украина превращалась в Россию в зеркальном отражении. По крайней мере из того, что происходит, у меня такое впечатление складывается», – добавил Москалюк.

Что касается привлечения к ответственности, то закон о декоммунизации предусматривает административную, а в некоторых случаях даже уголовную ответственность. По мнению Москалюка, по своей строгости он даже более жесткий, чем аналогичное европейское законодательство. Юрист напомнил, что этот закон сейчас находится на рассмотрении в Конституционном суде Украины. К тому же в Украине пока нет наработанной юридической практики и прецедентов по декоммунизации.

«Для того, чтобы проводить декоммунизации, нужно было поступать так, как в свое время сделали в Германии с денацификацией после Второй мировой войны. Ее начали только после того, как состоялся ряд судов над нацистами. И уже на основании судебного решения, где был установлен юридический факт, проводили денацификацию. В Украине нужно было сначала принимать судебные решения для того, чтобы потом на основании совокупности этих данных можно было принимать соответствующий закон», – уверен Александр Москалюк.

Напомним, весной в Киеве Юрию Бойко не дали возложить цветы к памятнику Ватутину.

Также мы писали, что мэр Киева Виталий Кличко выступил против демонтажа советского памятника Щорсу.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: