В Украине снова подорожал бензин. Что будет с ценами до конца года?

Читати українською
Дмитрий Маруничсопредседатель Фонда энергетических стратегий
Юрий Корольчукэксперт по энергетике

С началом осени цена на бензин за неделю поднялась на 2 гривны – до 30 гривен за литр. Уже по состоянию на первые числа октября цены на бензин в Украине на больших сетях АЗС повысились в среднем на 22 копейки за литр. Например, в сети WOG все виды горючего подорожали на 46 копеек за литр. Так, цена бензина А-92 выросла до 33,95 гривны за литр, А-95 – до 34,95 гривны за литр, А-95+ до 35,95 гривны за литр, дизельное топливо – до 32,45 гривны за литр. Между тем баррель дорожает уже несколько дней подряд. Цены на нефть достигли рекордного за 4 года значения. Так, баррель «черного золота» марки Brent на Лондонской бирже подорожал до 84 долларов. К слову, 18 апреля 2018 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман пообещал, что не будет принято ни одного решения комиссии по торговле или правительства, которое могло бы привести к монополизации или повышению цен на топливо.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич пояснил, что подорожание цен связано с ростом цен на нефть, потому что курс пока относительно стабилен.

Будет ли бензин по 40 гривен за литр?

«Последний скачок цен связан с подорожанием нефти на мировом рынке. Если нефть и дальше будет дорожать, то цены еще вырастут. Однако, скорее всего, нефть больше не будет расти в цене, а большую угрозу в дальнейшей перспективе составляет девальвация. Нет предпосылок, чтобы гривна укреплялась дальше, макроэкономические показатели отсутствуют», – отметил Марунич.

До каких параметров подорожает бензин, прогнозировать сложно, потому что может быть несколько моделей. Условно говоря, если нефть 85 долларов за баррель, а курс – 29 гривен за доллар, уточнил энергетик.

«То есть при изменении этих двух составляющих – мировх цен на нефть и курса – будет меняться и цена на АЗС. Могут цены на А-95+ достигнуть и 40 гривен за литр, но не в ближайшее время и в зависимости от того, каким будет курс и ситуация на рынке нефти», – добавил он.

Не исключено, что через некоторое время, если девальвация будет очень стремительной, на АЗС могут быть ценники и 40 гривен за литр бензина. Хотя это далекая перспектива.

Цены на топливо: что происходит в регионах

Эксперт обратил внимание, что в разных регионах Украины цены могут отличаться по нескольким причинам.

«Прежде всего это связано с платежеспособностью населения. Это традиционные аграрные области. В сельскохозяйственных регионах денег не хватает. Во-вторых, большая часть серого рынка, есть разные схемы. Зато есть регионы, где, наоборот, высокие цены, это так называемые премиальные регионы – Киев, Одесса, где у потребителей большая платежеспособность, потребителю важен и маркетинг, и чтобы АЗС была хорошей», – подчеркнул он.

Как менялась цена бензина за годы независимости?«Слово и Дело» продолжает цикл публикаций о том, как менялись цены на товары и услуги в Украине за время независимости в сравнении со средней зарплатой в стране. Сегодня разберемся с ценами на бензин.

По его словам, именно поэтому цены на топливо разные, хотя логистическая составляющая примерно одинакова.

Мелкие сети, понимая эту специфику, тем более, что она формировалась не сегодня, а долгие годы. пытаются сдерживать рост цен, отметил специалист.

Также, по его словам, на установление различных цен в регионах влияет фактор конкуренции.

«Потому что есть регионы, где отдельные сети связаны с финансово-промышленными группами, в частности «Приват» в Днепре. Ранее были такие прецеденты, что из-за отсутствия конкуренции было доминирование «Привата» и был установлен контроль за АЗС в Днепре», – акцентировал Марунич.

В свою очередь член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук уточнил, что сети в целом имеют одни цены, а вот разные заправки в Одесской или Херсонской области, к примеру, могут иметь разные цены.

«Там представлены региональные группы. Они могут продавать ресурс дешевле, например. Также активизировался сегмент контрафакта. Нельзя говорить, что он плохой, если нарушений нет, но это коррупция, не уплачены налоги. Это преступление», – подчеркнул он.

Эксперт отметил, что контрафактный бизнес еще больше наберет обороты, если цены будут расти.

Бензин в Украине снова подорожал: причины и прогноз

Как пояснил энергетик, для нас ситуация с ценами на горючее не очень оптимистична, потому что максимум по ценам на нефть, которые ставили ранее, был 80 долларов за баррель. Также ранее прогнозы на 2019-й были, что к середине года цена дойдет до 90 долларов за баррель, но сейчас уже прогнозируют 100 долларов.

«Существуют свои причины этого: санкции Ирана, позиция США по Ирану, военные действия в Сирии, конфликт с Турцией, позиция ОПЕК, которые не хотят наращивать добычу нефти. Однако сейчас может быть откат. На конец года может быть 80 долларов. Если выше, то возникнет еще одна проблема – спекулянты», – добавил Корольчук.

Он напомнил, что нефть в 2014 году упала в цене, потому что с рынка ушли спекулянты. Есть предположение, что они имеют отношение к США. Когда США начали наращивать добычу нефти, сразу появились спекулянты, которые начали нагонять цену.

По его словам, реалистичная цена – не выше 75 долларов.

Для нас дальнейшие прогнозы негативные, потому что цены на АЗС уже на уровне 33,95-34, 95 гривны за литр бензина, а такая цена ожидались до конца года. К концу 2018 года цены на топливо вырастут в среднем еще на 1,5-2 гривны. Дизель также добавит до 2 гривен к средней цене. Пропан-бутан вырастет до 17-18 гривен.

Все зависит от конкретной сети АЗС, потому что есть такие, которые позиционируют себя как премиум-класс, однако в целом ничего хорошего не ожидается.

_«Власть оказалась банкротом в этом вопросе», – отметил энергетик.

«Радовали себя мыслью о том, что нефть будет падать вечно, а когда цена начала расти, сделали вид, что ничего не происходит. Нет ни резерва нефтепродуктов, ни возможности хотя бы немного снизить цену, покупать где-то дешевле нефть, перерабатывать ее. Это удешевило бы для потребителя бензин в целом на 1,5 гривны максимум. Это хоть что-то, но мы на 85% зависимы от импорта. Ничего не было сделано», – резюмировал Юрий Корольчук.

Как менялась в Украине цена бензина за годы независимости – в материале по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: