ГПУ определила для «Киевстара» сроки предоставления информации с телефонов Седлецкой и Бердинских

Читати українською
В ГПУ определили сроки для компании Киевстар на предоставление части данных с телефонов журналисток Натальи Седлецкой и Кристины Бердинских.

Следователь ГПУ 4 сентября дал две недели компании «Киевстар» на предоставление части данных с телефонов главного редактора программы журналистских расследований «Схемы» Натальи Седлецкой и журналистки издания «Новое время» Кристины Бердинских.

Об этом пишет «Слово и Дело» со ссылкой на «Радио Свобода».

Луценко назвал имена журналистов, по которым есть решения судаЗалищук рассказала, что по делу журналистов программы Схемы она была на встрече у генпрокурора Юрия Луценко.

Такое требование появилось вопреки призывам международных правозащитных и журналистских организаций, а также заявлений Евросоюза и ОБСЕ не делать этого.

В письме следователя Руслана Ижука, которое глава ГПУ Юрий Луценко продемонстрировал во время встречи с депутатами 5 сентября, конечным сроком предоставления истребованных у оператора данных с мобильных обеих журналисток указано 18 сентября, хотя срок действия самого постановления истекает позже – 27 сентября.

Кроме этого, в письме говорится, что «в настоящее время» следователь истребует информацию только о местонахождении телефонов в течение 17 месяцев в рамках действия определенных базовых станций вблизи Национального антикоррупционного бюро Украины.

По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова Виктории Сюмар, которая присутствовала на встрече с генпрокурором, Юрий Луценко заявил, что подобным обращением следователь все же ограничил уровень вмешательства в деятельность журналистов.

«Генпрокурор сообщил нам, что следователь буквально вчерашним обращением ограничил этот уровень вмешательства в деятельность журналиста не периодом в 17 месяцев, а территорией. В частности, где расположено НАБУ. И другие встречи журналиста не будут подпадать», – цитирует она главу ГПУ.

Адвокаты отмечают, что место пребывания журналисток в течение такого длительного времени является чрезвычайно чувствительной информацией, получение силовиками доступа к которой осудили общественность и международные институты.

«Такое письмо следователя к оператору связи является началом фактического выполнения решения. Вместо того, чтобы дать подчиненным указание вообще не выполнять решения, генеральный прокурор санкционировал «добровольные ограничения», которые вообще не означают, что уже буквально завтра следователь не передумает и не захочет получить полный доступ ко всей информации, указанной в постановлении суда. Понятно, что общественность вообще не будет уведомлена об этом», – отмечает адвокат Анатолий Попов.

Сейчас следователь спросил ограниченный объем данных, однако само письмо содержит оговорку о том, что это только «на данный момент». По словам адвоката, это означает, что фактически генпрокуратура сделала отвлекающий маневр, чтобы «усыпить обоснованное возмущение общественности» о нарушении прав журналиста.

Ранее ряд правозащитных и медийных организаций обнародовали заявление, в котором отметили, что действия прокурора и судьи должны стать предметом дисциплинарного разбирательства.

На том, что украинская власть должна уважать право журналистов на конфиденциальность источников, также отметили в ОБСЕ и платформе Совета Европы.

Также ЕС и США выразили опасения, что подобные решения суда могут оказать неблагоприятное влияние на свободу прессы.

27 августа Печерский районный суд Киева по требованию Генеральной прокуратуры дал ей разрешение получить от провайдера информацию по телефону главного редактора программы журналистских расследований программы «Схемы» Натальи Седлецкой. В постановлении говорится о предоставлении доступа следствия к звонков и смс-сообщений журналистки с июля 2016 по ноябрь 2017 года и к данным о местоположении ее телефона в течение этих 17 месяцев.

В Генпрокуратуре уверяют, что данные с телефона журналисток необходимые следствию для расследования «по фактам возможного разглашения директором Национального антикоррупционного бюро Украины Артемом Сытником сведений, составляющих государственную тайну».

5 сентября журналистка Кристина Бердинских сообщила, что суд предоставил Генеральной прокуратуре Украины доступ к информации и с ее телефона.

Детективы Национального антикоррупционного бюро не изымали сервера мобильного оператора «Киевстар», о чем на встрече с народным депутатами заявлял генеральный прокурор Юрий Луценко.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: