17 июля 2014 года в небе над Донбассом был сбит Boeing 777 Малайзийских авиалиний. В результате крушения самолета погибли 298 человек. По результатам расследования Национальной полиции Нидерландов установлено, что ЗРК «Бук», из которого, вероятно, был сбит малайзийский лайнер, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде российских Вооруженных сил. Также международная следственная комиссия пришла к выводу, что рейс МН17 сбили с территории, подконтрольной пророссийским боевикам. В тоже время РФ заявляет, что на снимках с российских радаров не зафиксирована запущенная из комплекса «Бук» ракета. В Кремле отрицают причастность к этой авиакатастрофе. Тем временем для наказания виновных в трагедии предлагали создать международный трибунал. К слову, еще три года назад секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов пообещал, что Россия будет отвечать перед международным судом за сбитый «Боинг».
«Слово и Дело» решило выяснить, каковы шансы привлечь к ответственности всех причастных, и возможно ли наказать руководство РФ.
Глава совета Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций» Сергей Грабский подчеркнул, что примером может служить авиационная катастрофа над Локерби.
МН17: смогут ли наказать виновных
Нужно понимать, что привлечение виновных – очень долгий процесс, отметил эксперт.
«Более того, в случае со взрывом Boeing 747 над Локерби процесс стал возможен только тогда, когда ливийское правительство под давлением санкций, консолидированной позиции международного сообщества приняло решение выдать террористов и взять на себя ответственность», – констатировал Грабский.
По его словам, ливийское правительство приняло решение о выдаче своих граждан в качестве обвиняемых по трибуналу.
До этого ситуация выглядела так, что Ливия отказывалась признавать любые решения, участвовать в расследовании. Это заняло более 10 лет, напомнил он.
«Поэтому даже в нашем случае, когда все более чем очевидно, нужно понимать, что решение, однозначно, будет принято, но оно будет требовать очень большого количества времени и усилий. Потому что на сегодня, особенно после ЧМ, привлечь к ответственности военных российских преступников будет достаточно сложно», – уточнил эксперт.
Он не исключил, что вопрос будет рассматриваться в ключе того, что не нужно ворошить прошлое, сейчас вопрос не на повестке.
По его словам, у нас ситуация гораздо более сложная, чем у Ливии, да и времена другие, но чтобы законным способом решить эту проблему, других вариантов не существует.
Сбитый в украинском небе Boeing-777
То, что РФ перекладывает вину на Украину, пытается заставить выплачивать компенсацию, является попыткой увести следствие и общественность от реального решения вопроса и переложить ответственность на невиновных людей, добавил специалист.
Он предположил, что такие попытки будут продолжаться и в дальнейшем. Вся сила пропагандистской российской машины будет направлена на то, чтобы в данный период времени переложить ответственность с реальных виновников трагедии на непричастных.
«Да, небо над Украиной. Но было использовано оружие, которое невозможно перехватить в тех условиях. Даже если бы какие-то шахтеры, к примеру, украли эту установку, произвести выстрел и попасть в цель без поддержки служб наведения, засечки, сопровождения невозможно. Сама по себе ракета может быть запущена, но она уйдет в никуда», – пояснил военный.
Трибунал для Путина
По его мнению, в данном случае не стоит надеяться на юрисдикцию какого-либо международного трибунала, как, к примеру, с президентом Судана.
«Все дело в том, что мы не имеем случая, который подсуден трибуналу. Это не связанно ни с геноцидом, ни с другими признанными преступлениями, которые входят в перечень трибунала. Это был террористический акт. Во-первых, мы не называем РФ страной-террористом, то есть предъявить ничего нельзя», – отметил он.
Во-вторых, идет разговор о том, чтобы привлечь конкретных лиц, а эти лица являются военнослужащими армии РФ или были ими на тот момент, имели отношение к армии РФ, добавил эксперт.
«Поэтому ситуация будет решаться на уровне уголовного трибунала путем вынесения приговора. Может быть выдан ордер на арест причастных или задержание в какой-либо из стран», – уточнил он.
«Но здесь снова включается ситуация, когда трибунал будет, допустим, нидерландский. Он выдаст ордер на арест, а есть страны, с которыми нет соглашения о выдаче преступников. То есть процесс может затянуться во времени. Если вернуться к Ливии, то там ушло более 10 лет, у нас же ситуация еще хуже», – резюмировал Сергей Грабский.
«Слово и Дело» писало, что обещали украинские политики после крушения самолета.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»