Министр социальной политики Андрей Рева отличился новым заявлением: по его словам, в Украине создан такой социальный механизм, из-за которого людям невыгодно регистрировать брак. «При назначении субсидии ты можешь избежать учета своих доходов, если у тебя нет мужа, ты получаешь помощь как мать-одиночка, ты получаешь государственную социальную помощь», – сказал министр.
Однако, если посмотреть на сумму, которую может получить мать-одиночка в 2018 году, то она не такая уже и большая: с ребенком до 6 лет можно максимально получить 1492 гривны, с ребенком от 6 до 18 лет – 1860 гривен, от 18 до 23 лет – 1762 гривны (если ребенок явдяется студентом дневной формы обучения в государственном университете).
Выплаты малообеспеченным семьям также не заоблачные. Например, семья с низким доходом и ребенком до 6 лет получит около 1,2 тысячи гривен, с ребенком от 6 до 18 лет – около 1,5 тысяч гривен. Несколько лет уже не меняется помощь при рождении ребенка – 41 тысяча 280 гривен.
Так что среднестатистической украинской семье приходится непросто. «Слово и Дело» решило выяснить, как политики обещают помогать семьям.
Рева в прошлом году обещал инициировать зачисление матерям в пенсионный стаж период ухода за ребенком-инвалидом. «Работы мамы, которая ухаживает за ребенком-инвалидом, должна оплачиваться не в виде социальной помощи, а в виде зарплаты, которую будет платить государство за выполнение этой социальной функции», – считает министр. Но пока о своих успехах в этом направлении не отчитывался.
Народные депутаты на эту тему говорят немного, обещания в основном заложены в предвыборной программе и находятся в процессе выполнения. Например, Валентин Ничипоренко обещал продолжить социальные программы в своем избирательном округе, в частности, по помощи многодетным семьям. Ирина Констанкевич в 2016 году пообещала отстаивать увеличение выплат одиноким матерям и тем, которые получают государственную помощь на детей. Гарантированную материальную помощь одиноким матерям обещал Сергей Шахов. А Сергей Сажко в предвыборной программе пообещал защищать права многодетных семей.
Некоторые нардепы предоставляют адресную помощь. Игорь Молоток в 2016 году пообещал помочь со сбором одежды для бездомных и малообеспеченных жителей Шостки. Через месяц «Слову и Делу» сообщили, что депутат оказал поддержку в организации сбора одежды, а в его общественных приемных помощь получили также переселенцы.
Олег Барна в прошлом году посетил многодетную семью в селе Лосяч Тернопольской области. «Из государственных средств предоставим помощь на завершение дома семьи», – обещал Барна, хотя это и не относится к его компетенции. Несмотря на это, в поселковом совете нам сообщили, что при содействии Барны из бюджета была выделена материальная помощь в размере 50 тысяч гривен.
Не справился со своим обещанием Виктор Бондарь. В своей предвыборной программе он написал, что обеспечит бесплатное высшее образование для детей из малообеспеченных семей. За три года ни одной соответствующей законодательной инициативы нардеп не внес. Кроме того, не голосовал и за образовательную реформу.
У Максима Курячего было желание увеличить помощь при рождении ребенка. В ноябре прошлого года он сказал, что ко второму чтению госбюджета-2018 внесет такую поправку. Во время рассмотрения законопроекта о бюджете 7 декабря Курячий действительно с голоса вносил ряд поправок, однако они не касались увеличения помощи. Свое обещание депутат провалил.
Напомним, Андрей Рева провалил обещание к концу 2017 года подать в Верховную Раду законопроект об унификации системы предоставления социальной помощи.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»