Четыре года назад в Украине объявили о начале антитеррористической операции на Донбассе, которую в конце апреля обещали переименовать в операцию Объединенных сил. К очередной годовщине АТО мы решили посмотреть, как власть выполняет свои обещания перед военнослужащими, их семьями и народом Украины. «Слово и Дело» зафиксировало 524 обещаний президента Украины, премьера и министров, народных депутатов и глав обладминистраций. Эти обещания относятся не только к сфере военно-технического и финансового обеспечения солдат, но и к социальным вопросам, касающимся семей погибших, ветеранов АТО, а также переселенцев.
Впервые термин АТО применили 13 апреля 2014 года. На следующий день исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал уаз «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины». Тогда считалось, что АТО продлится несколько месяцев.
Но кандидат в президенты Украины Петр Порошенко пообещал украинцам, что мир наступит раньше. «Антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться два-три месяца. Она должна и будет продолжаться часы», – заявил Порошенко за несколько дней до выборов, подчеркнув, что формат АТО должен быть изменен.
И не важно, что обещание было с треском провалено, ведь украинцы на тот момент хотели лишь одного – чтобы война поскорее закончилась. Тем не менее не вся предвыборная риторика Порошенко оказалась пустыми заверениями.
«Я обещал, что мы обеспечим армию, и это будет первым приоритетом. Солдат, который воюет в бою, – там срочников не будет, там будут добровольцы – будет получать 1000 гривен в день. Его жизнь и здоровье будут застрахованы на один миллион гривен», – пообещал Порошенко во время предвыборного митинга.
Через полтора года президент Украины Петр Порошенко сообщил, что с конца октября 2016 года армия становится контрактной. Также глава государства подчеркнул, что призывники срочной службы не будут направлены в места проведения боевых действий и в зону АТО. В Минобороны «Слову и Делу» сказали, что в АТО перестали направлять срочников с апрельского призыва 2015 года.
Что касается страховки бойцов, то в 2014 году единовременное пособие в случае гибели военнослужащего выплачивалось в размере 609 тысяч гривен, в ноябре 2017 года оно возросло до 1,2 миллиона гривен, а с 1 января 2018 года составляет 1,3 миллиона гривен.
С выплатой военнослужащим на передовой 1000 гривен в день все не так очевидно, поскольку часть информации не поддается верификации из-за того, что засекречена. Советник президента Юрий Бирюков 25 марта 2018 года заверил, что за участие в боевых действиях солдат получает 1000 гривен в день. В 2018 году таких выплат было осуществлено на 188 тысяч гривен.
В Минобороны нам сообщили, что 1000 гривен в день платят за непосредственное участие в боевых действиях. Но не каждый обстрел фиксируется как боевые действия. К марту 2018 года на основании приказов штаба АТО военнослужащим ВСУ выплачено 157 миллионов 537 тысяч гривен – за непосредственное участие в боевых действиях.
Верховная Рада с большими усилиями принимала многие законодательные инициативы, связанные с АТО. Но вода камень точит и некоторым нардепам даже удалось выполнить свои предвыборные обещания. Виталий Курило, как и обещал, проголосовал за законопроект, который дал право на установление статуса участника боевых действий добровольцам, при условии, что в дальнейшем военные формирования, в которых они служили, были включены в состав ВСУ, МВД или Нацгвардии.
Подробнее – на инфографике.
Многие нардепы обещали добиться введения военного положения в зоне АТО. Среди них депутаты Куприй, Ильенко, Марченко, Головко, Осуховский и Бублик. Однако спустя четыре года, когда АТО уже плавно переходит в другой формат, это обещание остается невыполненным.
Министры и премьеры, пожалуй, дали самое большое количество обещаний, часть из которых так и останется в процессе, поскольку сильно отдает популизмом. Однако есть и заверения, где наблюдаются сдвиги.
Министр иностранных дел Павел Климкин обещал, что Украина докажет вину России в спонсировании терроризма. В начале 2017 года он заявил, что Украина дополнит иск в Международный суд ООН против РФ фактам нарушений прав человека в Авдеевке. Тогда же украинская делегация при ООН обратилась к генеральному секретарю Организации с двумя официальными письмами, в которых сообщила о незаконном осуждении оккупационными властями в Крыму украинца Владимира Балуха, а также о перемещении других задержанных в Крыму граждан Украины на территорию РФ.
Программа деятельности Кабмина обязывает его руководителя Владимира Гройсмана ввести действенные механизмы жилищного обеспечения военнослужащих. После того, как в феврале 2018 года Верховная Рада приняла изменения в закон о социальной защите военнослужащих, Минобороны обязано позаботиться о предоставлении жилья бойцам. Если служебного жилья нет, военная часть обязана арендовать его для военнослужащих, а также членов их семей или выплачивать им денежную компенсацию.
Министр обороны Степан Полторак неоднократно проваливал «жилищные» обещания из-за срыва сроков сдачи объектов. Так, он заверял, что в 2017 министерство построит три типовых комплексных военных городка.
«Таких комплексов мы в этом году планируем построить три: в Дачном Одесской области, Черкасском Днепропетровской области – непосредственно на полигоне, чтобы была возможность проводить стрельбы, а также на полигоне «Широкий Лан», где строительство уже началось», – заявил Полторак.
Но в начале 2018 года выяснилось, что готовность лагерного городка в «Широком Лане» в селе Михайловка Николаевской области составляет около 63%, в селе Дачное комплекс построили на 52% готовности, а в пгт Черкасское – около 15%. Завершить строительство военных объектов и ввести их в эксплуатацию теперь планируют в 2018 году.
Летом 2017 года Полторак пообещал, что до конца 2019 года Вооруженные силы перейдут на новую систему питания. В рационе солдат будет меньше каш и тушенки и больше свежих овощей, фруктов и несколько блюд на выбор по системе шведского стола.
Что касается переселенцев, то в октябре 2016 года Министерство социальной политики запустило по всей Украине единую информационную базу данных внутренне перемещенных лиц. В начале 2017 года министр социальной политики Андрей Рева сообщил, что в электронной базе учета внутренне перемещенных лиц учтены около 1 миллиона 600 тысяч человек.
Если правительственные обещания все даже не перечислишь, то главы облгосадминистраций в основном обещали финансово поддержать бойцов, обеспечить оздоровление раненым и детям погибших воинов, а наиболее щедро раздавали обещания по поводу выделения земли участникам АТО. До сих пор в процессе выполнения «земельные» и «жилищные» заверения от Лысенко, Атрошенко, Кузьменко, Каспрука, Симчишина.
Борис Филатов, будучи заместителем главы Днепропетровской ОГА, в апреле 2014 года пообещал финансово поощрить мариупольских военных.
«Было принято решение выплатить 500 тысяч гривен личному составу воинской части Мариуполя, отразившему атаку. Просьба к командиру – связаться. Или к вечеру мы найдем Вас сами», – написал Филатов в Facebook и вскоре выплатил обещанные деньги.
Беспрецедентный случай финансовой поддержки участников АТО во Львове запланирован до 2020 года, где мэр Андрей Садовый пообещал 100-тысячную компенсацию каждому львовянину, воевавшему на Донбассе.
«Город выделяет на следующие 4 года (2017-2020) 400 миллионов гривен на материальную помощь участникам АТО. Это означает выплату 100 тысяч гривен каждому бойцу. Мы гарантируем эти средства в местном бюджете, но надеемся, что государство примет свою программу и присоединится финансово», – заявил Садовый.
Первые 100 человек получили выплаты в декабре 2016 года. В 2017 году – тысяча человек. В 2018 году по 100 тысяч гривен должны получить еще тысяча участников АТО. Последующие выплаты будут проводиться в 2019 и 2020 годах.
«Слово и Дело» также писало, как мэры выполняют обещания перед участниками АТО и их семьями.
Что обещали чиновники и депутаты силовикам по обеспечению их жильем, читайте по ссылке.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»