Как власти ведут борьбу с МАФами?

Читати українською
Олег Приходькоэксперт в сфере недвижимости

«Киев будет городом парков и скверов, но не МАФов», – пообещал когда-то Виталий Кличко. С тем, что нужно заниматься благоустройством столицы, вряд ли кто-то будет спорить, как и с тем, что проблема незаконных киосков стоит остро, а иногда и вовсе несет угрозу жизни. Не так давно в центре Днепра загорелся МАФ, пламя перенеслось на 4 соседних киоска, которые полностью сгорели. В Харькове пожарные 2 часа тушили огонь, который охватил 2 киоска с прессой в подземном переходе. В конце марта в Киеве возле станции метро «Левобережная» также произошло возгорание из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Только после этого взялись за проверки. 2 марта 2018 года мэр Киева Виталий Кличко пообещал, что в текущем году демонтируют 1,6 тысячи незаконных МАФов. Проблема ясна, цель определена, но вот только методы довольно странные. Нередко демонтаж киосков происходит под покровом ночи и отчасти выглядит как погром. Именно таким брутальным способом недавно снесли МАФы на Андреевском спуске.

«Слово и Дело» разбиралось, как не превратить благие намерения в массовую «зачистку» с применением силы и разрушением имущества.

Виталий КличкоГородской голова Киева
Кличко обещает демонтировать 1,6 тысячи незаконных МАФов в 2018 годуСказано 2 марта 2018 г.Статус обещания: Не выполнено

Эксперт в сфере недвижимости Олег Приходько подчеркнул, что двигаясь к цели, у человека всегда есть несколько альтернативных путей. Даже в древних сказках у богатырей было три пути: направо, налево и прямо.

Можно ли добиться запретами чего-то хорошего?

«К сожалению, в нашей стране чиновники очень много проблем решают методом запретов. Много машин в центре города? Запретить парковку на 68 улицах, но не строить дополнительные паркинги или расширять проезжую часть дороги. Через Киев проезжает много транзитного транспорта? Запретить въезд грузовиков, но не строить объездную дорогу», – отметил Приходько.

Запрет – это самый простой и дешевый способ решения любой проблемы, добавил он.

Часто запрет – наилучшее решение для коррупции. Ведь там, где всем нельзя, всегда найдется пара-тройка человек, которым можно. А за «можно» нужно заплатить.

Он обратил внимание, что всегда после сноса большого количества МАФов в одном месте найдется несколько, которые остаются на своем месте.

Говоря о пути, который мы выбираем, можно отметить, что делая из Киева европейский город без пробок, МАФов, стихийной торговли, бабушек в переходах с укропом, власть выбирает путь запретов и силового уничтожения, уточнил специалист.

«Но вместе с ночным сносом МАФов власть сносит рабочие места, закрывает доступ к получению доходов. Позже смотрит на статистику эмигрантов и удивляется, почему из Украины такой большой поток работоспособного населения», – подчеркнул Приходько.

Может в таком случае стоит ожидать, что скоро в Киеве будет запрет на переезд мостов через Днепр, отметил эксперт.

«Ведь пробок все больше, а новые мосты не появляются. Используя проверенный метод, нужно просто ограничить въезд автотранспорта в часы пик. Например, с 8 до 11 и с 17 до 19. Нет движения – нет пробок», – добавил он.

Уличная торговля – способ выживания?

Проблемы с МАФами вообще можно было избежать, отметил Приходько.

У нас не было бы такого количества МАФов, если бы на государственных и частных предприятиях рабочие получали достойную заработную плату. Не торговали бы в переходах укропом и тапочками, если бы на пенсию могли достойно жить.

«Заботясь о внешнем облике города, чиновники лишают работы десятки тысяч семей. Только вот сколько при этом рабочих мест они создали за последние 2, 3, 5 лет?», – задается вопросом эксперт.

Он уточнил, что в прошлом году уровень безработицы среди трудоспособного населения колебался в пределах 9-10%.

«Возможно, власти считают, что внешний вид улиц важнее, чем безработица. Но раз принято решение наверху снести МАФы, то, конечно же, это будет происходить в период наименьшего сопротивления – ночью. Ведь ночью нет ни покупателей, ни продавцов в павильонах, ни прохожих, ни общественных защитников», – акцентировал специалист.

Метод временного пробуждения и синдром «совка»

Кроме метода запретов, существует еще и метод временного пробуждения, напомнил он. Иными словами, это когда после какой-то трагедии власти резко берутся за проверки и инспекции, пояснил Приходько.

Он напомнил, что после пожара в детском лагере в Одесской области власти стали резко проверять пожароопасность детских учреждений, а после пожара в Кемерово в Киеве стали проверять ТРЦ.

Сносить и сжигать: как мэры украинских городов борются с МАФамиВиталий Кличко в этом году планирует снести в Киеве более 1,5 тысяч МАФов. Как мэры других городов Украины борются с незаконными киосками – в материале Слова и Дела.

«Неужели для того, чтобы госслужащие, хотя бы временно, добросовестно выполняли свои функциональные обязанности, где-то должна произойти трагедия?», – подчеркнул специалист.

По его убеждению, проблемы, которые решаются запретами, ограничениями и ужесточением наказания, неконструктивны по своей сути – это вчерашний «совок». Он напомнил, как в СССР был миллион запретов, грубо говоря, на все и вся.

По его словам, единственный путь развития – это создание условий альтернативной выгоды.

«К примеру, если бы торговать в МАФе было менее выгодно по сравнению с работой на предприятии, то вопрос внешнего облика города вообще отсутствовал бы на повестке дня», – констатировал он.

«Если бы пенсионеры на свою пенсию могли поехать летом на самый дешевый курорт, то мы бы не знали, что такое стихийная торговля. Вот только никто не задается вопросом: «Что бы такого сделать, чтобы проблемы решались не запретами, а альтернативными европейскими возможностями?». Создавать условия для возможностей – это самая первая задача для чиновников всех уровней», – резюмировал Олег Приходько.

Как мэры украинских городов борются с МАФами – в нашем обзоре.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: