Когда народного депутата Надежду Савченко обвинили в подготовке государственного переворота, она заявила, что это «хорошая статья». Как бы ни воспринимала ситуацию сама Савченко, многие политические эксперты заговорили о том, что ее пытаются привлечь к уголовной ответственности за то, что она просто выражала свое мнение. Однако юристы считают, что Надежда не просто озвучивала свои мысли. Об этом «Слову и Делу» рассказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.
«В юриспруденции есть такое понятие, что за высказывание своих мислей человека не сажают. Но Савченко инкриминируют не завершенное преступление, а подготовку к нему. Согласно статье 14 Уголовного кодекса Украины, к таким действиям относятся поиск или приспособление средств или орудий, поиск соучастников или сговор на совершение преступления, устранение препятствий, а также иное умышленное создание условий для совершения преступления», – пояснил юрист.
По его мнению, Савченко не просто говорила: «Их нужно всех перестрелять!». Такие высказывания действительно трактуются как голый умысел, то есть выражение своего мнения. Другое дело, когда от общих слов, за которые нет уголовной отвественности, человек переходит к этапу подготовки преступления, когда, например, подыскиваются соучастники.
«Если исходить из того, что видео достоверное, то Савченко искала соучастников. Начала ли она разрабатывать планы? Похоже, что начала. То есть, с юридической точки зрения, нельзя говорить, что ее пытаются ни за что привлечь к ответственности. Потому что то, что зафиксировано на видео, абсолютно подпадает под действие Уголовного кодекса», – уверен Москалюк.
Что касается достоверности видео и его ценности как доказательства вины Савченко, то решение будет принимать суд. Но если Савченко понимала и видела, что ее провоцируют на преступление, то должна была обратиться в правоохранительные органы, которые дальше занимались бы этим делом.
«Например, возьмем заказное убийство: один бизнес-партнер решил убить другого. Он обратился к кому-то за этой услугой, и дальше этот «исполнитель» сообщает в правоохранительные органы. А они по совокупности действий доводят это дело до того, что убийство якобы было совершено. В подобных ситуациях важно, чтобы был зафиксирован факт обращения к кому-то за исполнением преступления. Иначе любое преступление можно свести к заявлению о том, что это была лишь провокация. То есть, если человек кого-то провоцирует, то он должен это чем-то юридически подтвердить, чтобы потом можно было доказать эту провокацию», – рассказал Москалюк.
По его мнению, Савченко могла бы обратиться в ту же СБУ и заявить, что ее провоцируют на организацию государственного переворота. И тогда СБУ уже должна была бы вести это дело.
Напомним, в ГПУ надеются, что дело Савченко расследуют до июля.
О том, как Верховная Рада дала разрешение на привлечение Савченко к уголовной ответственности, читайте в статье «Гранаты и «шокирующее» видео: как на этой неделе работала Рада».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»