После самого масштабного за последние два года обмена пленными, который состоялся 27 декабря 2017 года на Донбассе, с оккупированных территорий вернулись 73 украинца. Но кроме пленных, пока что не решена судьба большинства политических заключенных. На сегодня 64 гражданина Украины считаются политзаключенными. 36 из них – крымские татары.
Часть политзаключенных уже осуждены на длительные сроки, поскольку обвинения выдвигались по суровым статьям: «Подготовка теракта», «Участие в организации, признанной террористической», «Незаконное изготовление взрывчатых веществ», «Покушение на убийство милиционера». Другие еще ждут приговора в следственных изоляторах Крыма или РФ.
Аналитики «Слова и Дела» изучали, какие сроки наказания с благословения российской власти получили политзаключенные за свою проукраинскую деятельность и что инкриминируют тем, кто находится под следствием.
Почти четыре года находится за решеткой украинский режиссер, сценарист и писатель Олег Сенцов. В мае 2014 года крымчанина задержали по подозрению в террористической деятельности, а чуть более чем через год, в августе 2015-го, признали виновным и приговорили к 20 годам заключения в колонии строгого режима. Режиссера обвинили в создании террористической организации, совершении двух терактов и подготовке еще двух, а также в незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ.
Согласно обвинительному заключению российского прокурора, Сенцов в апреле 2014 года якобы организовал в Крыму террористическое сообщество, члены которого подожгли офис «Русской общины Крыма» и отделения партии «Единая Россия» в Симферополе. Также его обвинили в попытке взорвать памятник Ленину и Вечный огонь.
Сам Сенцов не признал ни обвинения, по которому был вынесен приговор, ни, собственно, подсудности, поскольку не менял украинское гражданство на российское. Сейчас он находится в колонии строгого режима №8 в Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа (Якутия), где его периодически отправляют в штрафной изолятор.
Вместе с Сенцовым был осужден как террорист Александр Кольченко – приговорен к 10 годам заключения в исправительной колонии строгого режима. Сейчас он находится в городе Копейске Челябинской области и, по словам матери, очень плохо себя чувствует.
«Месяц назад я была на свидании с Сашей в Копейске. Он очень похудел. Парень 1,90 метра роста весит 62 килограмма. Он лежал в больнице с диагнозом «дефицит веса». Его здоровье начало ухудшаться», – рассказала Лариса Кольченко.
Самыми громкими делами в отношении граждан Украины в судах РФ стали дело «крымской четверки» (по нему проходят Олег Сенцов, Александр Кольченко, Алексей Чирний), «чеченское дело» (Николай Карпюк, Станислав Клых), «шпионские» дела Виктора Щура и Валентина Выгивского, дела «диверсантов» Евгения Панова, Редвана Сулейманова, Дмитрия Штибликова, Алексея Бесарабова, Владимира Дудки, Алексея Стогния, Глеба Шаблия.
Последний резонансный приговор в Крыму был оглашен 16 января 2018 года фермеру и общественному активисту Владимиру Балуху. Он отказался от российского гражданства и вывесил на своем частном доме украинский флаг. Сотрудники ФСБ утверждали, что нашли на чердаке дома, где живет Владимир Балух, 90 патронов и несколько тротиловых шашек.
Его защита и правозащитники считают, что Балух стал жертвой репрессий за свою проукраинскую позицию. За украинский флаг в тюрьму бросали еще во времена репрессий в Советском Союзе.
Задержанный 8 декабря 2016 года, он был признан виновным по статьям «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его составных частей, боеприпасов» и «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств». Балух осужден на 3 года 7 месяцев заключения в колонии-поселении и 10 тысяч рублей штрафа. Он отбывает наказание в Крыму, но большинство осужденных сидят в тюрьмах на территории России.
Подробнее – на инфографике.
В октябре прошлого года благодаря вмешательству президента Турции удалось освободить из российской тюрьмы осужденных оккупантами Крыма политиков Ахтема Чийгоза и Ильми Умерова. Сначала их выдали Турции, а вскоре они вернулись в Украину.
Заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоз крымские судьи, до оккупации работавшие в украинских судах, приговорили к 8 годам заключения в колонии строгого режима за то, что он принимал участие в митингах в феврале 2014 года. Но приговор он получил за организацию массовых беспорядков. Ильми Умерова пытались признать психически больным, но в итоге приговорили к 2 годам колонии-поселения, а также на 2 года запретили осуществлять публичную деятельность.
Сейчас в Крыму 14 крымских татар сидят за решеткой, ожидая приговора «судей» оккупационной власти, которая обвиняет их в том, что они были членами «Партии исламского освобождения», признанной в РФ террористической организацией. Мамутову грозит до 20 лет заключения, Абдуллаеву могут дать пожизненное, его брату и Салединову, Исмаилову, Джемаденову – от 10 до 20 лет тюрьмы, Куку – до 15 лет, Бекирову, Джепарову, Алимову, Сируку, Меметову, Абсеитову и Альбитарову грозит от 5 до 10 лет тюрьмы.
Подробнее – на инфографике.
Ранее «Слово и Дело» писало том, что 27 декабря на Донбассе состоялся большой обмен пленными между Украиной и ОРДЛО. Домой вернулись 73 украинских заложника. На оккупированную территорию были переданы 233 человека. Также мы сообщали, что во время обмена пленными более десятка боевиков отказались возвращаться на неподконтрольную Украине территорию.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»