Интерактивная карта свалок и штрафы за мусор на обочинах: как власть решает вопрос с отходами

Читати українською
Сортировка мусора в Украине введена с 1 января, однако по факту никто этого не делает. В связи с этим Слово и Дело вспоминало, какие обещания дают политики для решения проблем с отходами.
Reuters

В октябре 2012 года в рамках подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС Верховная Рада внесла изменения в закон «Об отходах». Согласно принятым изменениям, с 1 января 2018 года в Украине запрещается захоронение непереработанных бытовых отходов. Кроме того, украинцев обязали сортировать мусор. С момента принятия изменений прошло уже 6 лет и о них все благополучно забыли. Никакого постановления с перечнем и последовательностью операций с мусором создано не было, и к выполнению закона никто не приступил. В целом, последние годы «мусорный вопрос» в Украине значительно обострился: свалки переполнены, а мусороперерабатывающих заводов в стране нет. «Слово и Дело» анализировало, какие обещания политики давали на тему «мусорной проблемы».

Самой запоминающейся проблемой в прошлом году стал мусорный коллапс во Львове, когда в городе скопилось несколько тонн твердых бытовых отходов, а вывозить их было некуда. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман обещал всячески способствовать скорейшему решению проблемы. 20 апреля 2017 года Кабмин вместе с местной обладминистрацией нашли несколько вариантов решения, пока горсовет не примет окончательный системный подход.

Машины с львовским мусором ездили по всей Украине. 12 марта нардеп Виталий Барвиненко пообещал, что направит депутатские запросы Министерству экологии и МВД относительно появления мусора на территории Одесской области, но за месяц этого не сделал.

К началу лету ситуация стала критической. Самые радикальные обещания в рамках этой ситуации дали нардепы от «Самопомичи» Оксана Сыроид и Олег Березюк: они обещали голодать, пока власть не решит проблему Львова. Их голодовка продолжалась с 19 по 24 июня, когда отходы из города стали постепенно вывозить.

Летом 2016 года на нелегальной свалке в селе Крюковщина Киевской области возник пожар. После этого нардеп Михаил Гаврилюк пообещал способствовать ликвидации свалки. Гаврилюк направил обращение министру экологии и природных ресурсов Остапу Семераку и главе Национальной полиции Хатии Деканоидзе относительно принятия мер. Кроме того, нардеп обратился в полицию, чтобы привлечь к ответственности причастных к деятельности свалки.

В результате Гаврилюк своего добился: 18 мая 2017 стало известно, что деятельность полигона прекращена.

Тем временем нардеп Владимир Парасюк в 2016 году обещал подготовить законопроект об увеличении штрафа за незаконный вывоз мусора в 100 раз. Такой документ был зарегистрирован в парламенте 21 декабря.

В рамках «общенациональной» борьбы с мусором много обещаний давал министр Семерак. В частности, в сентябре 2016 года была запущена интерактивная карта свалок Украины.

Кроме того, к августу 2017 года Семерак обещал проверить все субъекты хозяйствования в сфере обращения с опасными отходами. Как сообщили «Слову и Делу» в Минэкологии, за 2016-2017 годы были проведены 102 проверки, однако на сентябрь 2016 года в Украине насчитывалось 294 субъекта хозяйствования, которые имели лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Таким образом, министр не успел завершить проверку вовремя, однако пообещал закончить начатое.

Бороться с мусором на дорогах обещал министр инфраструктуры Владимир Омелян. 4 января министр заявил о намерении инициировать высокие штрафы за мусор на обочинах.

Ранее «Слово и Дело» разбиралось, как мэры украинских городов решают проблему с мусором.

Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: