В Украине продолжается политическое межсезонье, связанное с каникулами Верховной Рады и традиционным периодом отпусков. А это значит, что ничто не мешает нам поговорить о том, как выполняют свои обещания члены Кабинета министров Украины, ведь правительство сейчас – едва ли не единственный орган высшего эшелона власти, чьи чиновники продолжают быть активными в политическом плане. Ранее «Слово и Дело» уже рассказывало о работе министров соцполитики, финансов, инфраструктуры и других. Сегодня на очереди – глава Минэкономики Степан Кубив.
Его называют компромиссной фигурой правительства Гройсмана. Побывав до этого в кресле главы Нацбанка и народного депутата, Кубив был назначен министром экономразвития после того, как выдвыгаемую на этот пост кандидатуру Виталия Ковальчука не поддержал премьер. А Кубив оказался «удобным» со всех сторон кандидатом: и Гройсман был не против него, и у президента он на хорошем счету (не зря же тот назначил его своим представителем в Раде), и вторая крупнейшая фракция парламента, «Народный фронт» тоже руками и ногами была за него, ведь Кубива связывают давние дружеские отношения с Арсением Яценюком (о которых он сам неоднократно рассказывал).
Если не касаться деятельности Кубива на посту главы НБУ (а этот отрезок его карьеры был наполнен политическими скандалами, достойными отдельного материала) и с мандатом народного депутата, то как министр и вице-премьер он успел дать 4 десятка обещаний. 12 из них он выполнил, 6 провалил.
Аналитики «Слова и Дела» выбрали по три важнейших обязательства из каждой категории, чтобы можно было составить впечатление о том, как работает министр. Так вот, среди невыполненных обещаний особняком стоят следующие.
11 мая 2016 года Кубив пообещал завершить до 1 июля все процессы реорганизации государственных служб. Этому обещанию «Слово и Дело» предоставило статус «не выполнено» потому, что оно было реализовано не до конца. Так, в середине июля 2016-го мы выяснили, что по состоянию на 12-е число продолжался процесс ликвидации Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами (хотя должен был завершиться, как уже было сказано выше, до 1 числа). Известно, что еще одно государственное агентство – по вопросам туризма и курортов – таки было ликвидировано в срок, но, увы, для того, чтобы зафиксировать обещание как выполненное этого было недостаточно.
Второе важное невыполненное обещание – ликвидировать в 2016 году налоговую милицию. Кстати, этот удивительно «живучий» орган до Кубива безуспешно пытались ликвидировать многие политики и даже главы государства (Виктор Ющенко в свое время, например). Несмотря на то, что в принятых Верховной Радой 21 декабря 2016 года изменениях в закон была вроде как предусмотрена ликвидация налоговой милиции и создание нового органа – финансовой полиции, уже в январе благодаря выявленной в законпроекте ошибке мы узнали, что налоговая милиция работает и находится в правовом поле.
Также до конца 2016-го обещал Кубив утвердить стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2020 года. Но до конца года Минэкономразвития успело только представить проект данной стратегии. Так что, несмотря на то, что подвижки в выполнении были, довести это обязательство до конца министру и его подопечным не удалось.
Стоит отметить, что выполненных обещаний у Кубива в два раза больше, чем проваленных. Среди важного здесь – введение среднесрочного бюджетного планирования и системы управления госдолгом. В июне Минфин представил текст Бюджетной резолюции на 2018-2020 годы, учитывающей стратегические задачи, определенные правительством до 2020 года. В частности, речь идет о налоговой и долговой политике, реформе здравоохранения, пенсионной и земельной реформах, обеспечении развития агропромышленного комплекса, стабильном финансировании дорожного хозяйства, обеспечении поддержки обороны и безопасности, децентрализации и дальнейшем повышении социальных стандартов. И хотя обещание, по сути, было выполнено ведомством другого министра, Кубив как человек, занимающий должность не только главы Минэкономики, но и вице-премьер-министра, также был к нему причастен.
Также к сфере глобального экономического планирования относится его намерение создать Национальную экспортную стратегию, озвученное в апреле 2016 года. Кстати, создавать программы стимулирования экспорта на международных рынках – прямая обязанность Кубива, возложенная на него программой действия правительства. Презентация стратегии состоялась 28 марта этого года, после чего началось ее обсуждение на сайте Минэкономики.
Ну и еще одно выполненное обещание, важное для Украины не в экономическом плане, а, скорее, в имиджевом – о том, что песенный конкурс «Евровидение-2017» в Киеве пройдет на высоком уровне. Несмотря на замечания в процессе подготовки и критику киевлян ограничений, связанных с ремонтом в городе (а местами – и самого ремонта, как было на станции метро «Левобережная»), в конечном итоге пришлось признать, что второе киевское «Евровидение» было подготовлено уж точно не хуже, чем в других странах, и прошло в целом хорошо.
И традиционно в конце – о том, чего на данный момент больше всего ждут украинцы от министра экономического развития. А ждут прежде всего стабильного роста экономики. Обеспечить его Кубив пообещал, соблюдая специальный Оперативный план действий, согласно которому в стране должен усилиться в первую очередь малый и средний бизнес. Это обязательство настолько глобальное, что оценить его выполнение можно лишь в долгосрочной перспективе, поэтому пока что оно со статусом «в процессе».
Второе важное обещание в процессе выполнения тесно связано с первым. Речь идет о том, что уж в 2017 году Украина подымется на 15-20 позиций в рейтинге Doing Business. По состоянию на конец прошлого года, когда оно было озвучено, мы находились на 80-м месте соответствующего рейтинга.
А уже в мае этого года Кубив пообещал заняться реформированием и приватизацией государственных предприятий и ликвидацией тех из них, которые являются неэффективными. Что в принципе тоже не ново, ведь подобное обещали и многие его предшественники.
Всего на данный момент в процессе выполнения находятся 22 обязательства главы Минэкономики, узнать о судьбе которых можно в досье чиновника.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»