Любимец прессы и лоббист лоукостеров: как работает министр инфраструктуры Владимир Омелян

Читати українською

Владимир Омелян – один из наиболее часто упоминаемых политиков в украинском правительстве: он раздает многочисленные интервью, а его страница в Facebook, которую он обновляет с завидной регулярностью, изобилует громкими заявлениями и обвинениями. Сначала министр анонсирует приход в Украину крупной авиакомпании-лоукостера, потом рассказывает, почему этого не произойдет, и охотно раскрывает украинцам все подробности подковерных разборок между министерством, аэропортами и крупнейшим авиаперевозчиком. Так же он с помпой назначает на должность главы «Укрзализныци» поляка Войцеха Бальчуна, потом пытается его уволить, но за того заступается Гройсман, и когда УЗ уже ускользает из-под руководства министра, он берется за свое любимое дело – выходит в публичное пространство. Не самая плохая с точки зрения политической карьеры практика, вот только выполнять обещания за всеми этим дискуссиями, главе Мининфраструктуры, похоже, некогда. Из всего состава правительства он это делает, к сожалению, хуже всех.

Делайте выводы сами: из 35 обещаний, зафиксированных «Словом и Делом», Омелян пока выполнил только 2. Одно из них – по программе правительства. Речь идет об обещании создать Дорожный фонд, который станет частью предусмотренного ранее Кабмином проекта по изменению системы управления дорогами. Свою часть работы Мининфраструктуры сделало, и в ноябре 2016 года Верховная Рада проголосовала за создание в Украине Государственного дорожного фонда, запуск которого запланирован на 1 января 2018-го.

Второе выполненное обещание касается вынесения на рассмотрение правительства проекта Агентства инфраструктурных проектов, основной целью которого должна стать реконструкция аэродромов. Соответствующее постановление Мининфраструктуры разработало и опубликовало в открытом доступе, а 22 сентября 2016 года правительство его приняло. На работу Агентства, по решению правительства, были направлены 300 млн грн. Программа предусматривает развитие авиационной инфраструктуры до 2023 года.

Вот и все достижения Омеляна, если говорить сугубо о реализации тех его заявлений, которые можно квалифицировать как обещания.

К сожалению, невыполненных обязательств в досье министра инфраструктуры пока в целых 4 раза больше, чем выполненных. Среди наиболее значимых аналитики «Слова и Дела» отмечают обещание представить до февраля 2017 года «Национальную транспортную стратегию-2030». О намерении передать ее для общественного обсуждения максимум до конца прошлой зимы Омелян заявлял в июле 2016-го. «Слово и Дело» несколько раз интересовалось судьбой этого масштабного плана, но когда 27 марта получило ответ, что он еще не завершен, предоставило этому обещанию статус «не выполнено».

Также провалил министр обещание по ремонту 100 пассажирских вагонов «Укрзализныци» до конца 2016 года. Как потом признавался сам министр, план удалось выполнить лишь на 30%. От себя добавим: даже здесь чиновник немного покривил душой, ведь отремонтирован был всего 21 вагон. Путем несложных математических подсчетов неважно определить, что 21 вагон из 100 – это 21%, а не 30... А как же тогда министр собирается выполнять прописанное в программе правительства обещание завершить реформирование железнодорожного транспорта?..

Ну и еще одно невыполненное обещание (которое, кстати, испортило рейтинг не только Омеляну, но и премьер-министру Гройсману вместе с вице-премьером Владимиром Кистионом). Речь идет о заявлении о выделении в 2016 году 19 млрд грн на ремонт дорог. Как стало известно весной текущего года, в прошлом году на эти цели государство потратило только 10 млрд грн. То есть почти вдвое меньше, чем обещали трое указанных выше министров.

Отдельно скажем несколько слов о наиболее важных обещаниях, имеющих сейчас статус «в процессе выполнения». На данный момент их 25. Начать стоит с обещания, озвученного 13 января 2017-го. Тогда Омелян заявил, что намерен до конца года отремонтировать 2-2,5 тыс. километров дорог. Сразу хочется спросить: а не за счет ли тех 9 млрд грн, которых отечественные автодоровцы так и не увидели в прошлом году?

Также в списке задач министра значится присоединение Украины к Европейскому авиационному пространству. Надо сказать, что Омелян далеко не первый министр инфраструктуры, который обещает завершить ратификацию Соглашения об открытом небе с ЕС и привести к европейским нормам отечественное авиационное законодательство и стандарты. Процесс как бы идет, но пока очень медленно: 16 января этого года украинская Госавиаслужба и Европейская комиссия по сближению систем сертификации подписали договор, согласно которому Украина в течение 5 лет будет внедрять мероприятия по повышению безопасности полетов, менять систему сертификации в сферах первичной летной годности и технического обслуживания авиатехники. Только после этого Украина и ЕС на межгосударственном уровне смогут заключить соглашение о безопасности полетов EASA. Сертификат EASA, в частности, будет давать возможность украинскому персоналу обслуживать европейские воздушные суда без дополнительного лицензирования.

Ну и еще одно обещание в тему. В последнее время на слуху идея главы Мининфраструктуры о создании в Украине собственного национального лоукостера. По его словам, это будет частная компания, которая будет заниматься как внутренними, так и внешними перевозками. Хотя учитывая то, с какими трудностями в нашей стране столкнулся уже существующий авиаперевозчик с мировым именем, трудно представить, какие чудеса лоббизма придется продемонстрировать Омеляну, чтобы здесь появилась авиакомпания-лоукост, созданная «с нуля».

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: