Впереди осень и перед правительством в эту летнюю политическую паузу стоит множество важных задач – от разработки проекта бюджета до подготовке к отопительному сезону. Поэтому «Слово и Дело» объявляет август месяцем правительства на своем портале. За это время мы покажем, как работают отдельные ведомства и министры, что из обещанного выполняется, а что – уже утратило перспективы на реализацию, и, как следствие, есть ли у действующего Кабмина право на очередной кредит доверия от общества.
Ранее мы уже рассказывали об успехах и провалах в должности и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун – в публикации, посвященной первой годовщине ее работы в правительстве. Сегодня поговорим о еще одном чиновнике, от которого напрямую зависят жизни рядовых украинцев, – о министре энергетики Игоре Насалике.
Немного предыстории. Политическое становление Насалика состоялось в Ивано-Франковской области. Там он известен прежде всего как крупный бизнесмен (большинство его активов, конечно, официально ему не принадлежат, однако министр не скрывает, что он – человек состоятельный), а также как экс-мэр Калуша. Среди предприятий, приписываемых политику СМИ в разное время, компании «Галпласт», «Галторф», «Нафтоэнерго Инвест», «Укрмедэкспорт». Три из них, как понятно из названия, – это предприятия энергетической сферы, поэтому не удивительно, что после того, как Насалик дважды побыл народным депутатом, поработал мэром Калуша и потерпел поражение на выборах мэра Киева, он в третий раз попал в Верховную Раду и вошел в комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса. Оттуда, после того, как в правительстве было принято решение об увольнении Демчишина, он уже направился в министерский кабинет. Произошло это 14 апреля 2016 года.
Стоит отметить, что Насалик является довольно активной политической фигурой с неплохим багажом поддержки в Ивано-Франковской области: в дополнение к тому, что его рейтинг как мэра Калуша достигал более 90%, на последних местных выборах его «Украинская партия» в областном и районных советах получила солидное представительство.
Неудивительно, что и в должности министра энергетики Насалик не стесняется раздавать обещания. Всего за период с апреля 2016 года «Слово и Дело» зафиксировало 25 его обязательств, только 5 из которых он пока смог выполнить. Общее же количество обещаний политика – 31 (вместе с теми, которые он дал в статусе народного депутата). Но сконцентрируемся именно на его министерских обязательствах.
Что же такого важного удалось сделать в должности Насалику? Аналитики портала «Слово и Дело» выделили три главных выполненных обещания. Первое – о том, что в Украине не будет массового отключения электроэнергии. Его министр озвучил 27 июня прошлого года, комментируя ситуацию в электроэнергетической отрасли. «Два месяца мы работаем, а не сопли жуем», – ответил министр на упреки злопыхателей, предрекавших Украине блэкаут по результатам работы Демчишина. В феврале 2017-го правительство одобрило распоряжение «О применении временных чрезвычайных мер на рынке электрической энергии», и массовых отключений света по стране действительно удалось избежать.
Так же относительно беспроблемно (и здесь мы, конечно, должны быть благодарны прежде всего матушке-природе, а уже потом столичным чиновникам) прошел и отопительный сезон 2016/2017. Надо сказать, что над выполнением этого обещания, озвученного Насаликом в августе прошлого года, работала чуть ли не половина Кабинета министров. Еще бы, чересчур суровая зима могла обернуться катастрофой национального масштаба. Поэтому премьер-министр Гройсман лично возглавлял Антикризисный штаб, свои действия с ним и профильным министерством координировали Минэкономики, Минфин, Минрегион и даже «Укрзализныця»... Общими усилиями энергосистему страны тогда удалось подготовить к зимнему сезону, а относительно мягкая зима упростила правительству задачу.
А когда календарная зима уже была позади, Насалик сделал еще одно заявление, которое аналитики портала зачислили к важным – о запрете на ввоз угля антрацитовой группы из Российской Федерации. Инициировать такой запрет должно было само министерство. Пока что о решении Кабмина относительно этой инициативы ничего не известно, но проект решения ведомство Насалика для рассмотрения правительством направило еще в середине апреля, поэтому обещание считаем выполненным.
Теперь к обещаниям, за которые Насалика похвалить трудно. То есть к невыполненным. Таких тоже хватает – уже 9 за время работы на министерском посту – и среди них «Слово и Дело» выделило такие. Министр, в частности, нарушил слово о том, что до завершения Стокгольмского арбитражного суда газовых переговоров с Россией не будет. Уже в июне того же года, когда суд против РФ еще продолжался, формально подотчетная Насалику организация, НАК «Нафтогаз Украины», обратилась к «Газпрому» с предложением подписать дополнения к контракту, что позволило бы российской компании вернуться в круг потенциальных поставщиков «Нафтогаза» и урегулировать вопрос поставок голубого топлива на ближайшие несколько кварталов. Информация о ведении таких переговоров подтвердилась и в ноябре того же года – на этот раз с российской стороны. А окончательное решение Стокгольмского арбитража в споре «Нафтогаз»-«Гапром» (как мы помним, в пользу первого) было вынесено лишь 31 мая 2017 года. Словом, два газовых монополиста подставили Насалика, но что поделаешь: если у министра не было возможности повлиять на переговорщиков, то не нужно было давать такое обещание...
Интересное с точки зрения особенностей реализации обещание – по выставлению на продажу до конца марта 2017 года безубыточных шахт. Его Насалик озвучил в мае 2016-го. Когда мы проверили его выполнение весной этого года, у нас возник логичный вопрос: а какие же шахты министр собрался выставлять на продажу, если в Украине есть только одна безубыточная государственная шахта? Согласно информации, предоставленной «Слову и Делу» самым энергетическим ведомством, безубыточной на тот момент была лишь ОАО «Шахта «Надежда». Остальные – работали себе в убыток. Поэтому и шансы на то, что на шахты, вошедшие в приватизационный список Кабмина, найдутся покупатели, были, мягко говоря, невелики. Впрочем, история получила продолжение. В мае этого года Насалик, как ни в чем ни бывало, заверил, что до конца 2017 года 50% украинских государственных шахт станут прибыльными, а к осени 2018-го не останется уже ни одной убыточной шахты. Эти два обещания пока «в процессе». Мы были бы рады разделить оптимизм министра, но должны оперировать фактами. А их пока нет. Что ж, подождем!
Еще одно важное и, к сожалению, проваленное обещание Насалика – об экспорте с октября 2016 года электроэнергии в Молдову и Беларусь. Продажа электричества за рубеж связывалась прежде всего с достройкой двух энергоблоков Хмельницкой АЭС, а соответствующая программа должна была быть представлена 10 октября. Однако в середине ноября портал получил информацию о том, что срок выполнения этого обещания министр энергетики провалил. Причем из двух источников. Сначала глава НАЭК «Энергоатом» сообщил, что компания лишь ведет подготовительную работу по восстановлению экспорта электроэнергии в Республику Беларусь, а затем и в Минэкономики Молдовы отметили, что Украина лишь заявила о готовности возобновить поставки электроэнергии в страну на основании контрактов, подписанных с молдовскими компаниями.
Напоследок предлагаем поговорить о том, выполнения каких важных обязательств следует ожидать от министра в перспективе. Первый такой пункт зафиксирован «Словом и Делом» по программе деятельности правительства. Оно возлагает на главу Минэнерго обязанность осуществить приватизацию угледобывающих предприятий. При этом те предприятия, которые продать не удастся, согласно документу, должны быть ликвидированы или законсервированы, а их работники – социально обеспечены. О том, как обстоят дела с приватизацией государственных шахт, мы уже упоминали выше.
Еще одна амбициозная цель – к 2020 году полностью отказаться от импорта газа. По мнению Насалика, путь к ней состоит всего из двух шагов – увеличения собственной добычи углеводородов и энергоэффективности. Таким образом страна может избавиться хотя бы от газовой зависимости. «Я не могу сказать на сегодня о нефти, потому что там более глубокие и более широкие проблемы», – уточнил при этом чиновник.
Ну и еще обещание, стоящее упоминания: избавиться до 2019 года от зависимости от антрацитового угля. По сути оно схоже с предыдущим: и газ, и антрацитовый уголь являются стратегическими компонентами отечественной энергосистемы, поставки и того, и другого связаны с политической зависимостью: газа – от России, угля – от оккупированных территорий Донбасса.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»