Мы делили апельсин, много наших полегло. Власть не оставляет попытки убрать с пути борьбы с коррупцией Национальное антикоррупционное бюро. Сбить НАБУшников с правоохранительного пути мечтают многие – и в Администрации президента, и во всех фракциях парламента. Уж очень многим детективы наступили на хвосты. Александр Онищенко, Николай Мартыненко, Роман Насиров, Михаил Охендовский – вот список главных пострадавших. Дальше, по некоторым данным, должны взяться за Александра Грановского и Игоря Кононенко. А этого уже допустить нельзя. Они – столпы действующей власти.
НАБУ пробовали убить, поставив туда ручного аудитора. Помните скандал с назначением аудитора НАБУ? Тогда Штаты хотели назначить своего – из Департамента юстиции – Роберта Сторча. А в пику ему Грановский и Кононенко где-то нашли Найджела Брауна, британского подданного, коммерческого аудитора. Тогда не удалось проголосовать ни за того, ни за другого. И НАБУ снова осталось без аудитора. Это, с одной стороны, позволяет держать орган в подвешенном состоянии. А с другой – дает пространство для маневров главе НАБУ Артему Сытнику. Он фактически бесконтрольный. Противники НАБУшников, которых в Раде собралось немало, решили пойти по другому пути. И обессилить НАБУ законодательным способом.
Я тебя породил, я тебя и убью. Так подумали в Верховной Раде. И написали законопроект об изменениях в Криминальный процессуальный кодекс. Статью 214 предлагают дополнить одной фразой, которая сводится к следующему: нельзя открыть уголовное производство, если оно уже было закрыто или же есть не отмененное постановление следователя по аналогичному делу. Это означает, что НАБУ теперь не сможет взяться за дела, которые уже закрыли другие правоохранительные органы. В выводах профильного комитета говорится, что законопроект нужно принять за основу, но доработать. Особенно в части проверки возможности внесения в единый реестр досудебных расследований. Поскольку нынешним УПК дается лишь 24 часа на это дело. А за сутки сложно проверить, было ли уже решение по такому делу, или нет. Экспертное управление ВР в своих выводах, напротив, считает, что законопроект голосовать нельзя, не описав сроки проверки и т. д.
НАБУ, в свою очередь, заявляет, что принятие законопроекта угрожает существованию этого правоохранительного органа. И даже выпустило специальное заявление на эту тему. «Принятие этого закона даст другим правоохранительным органам возможность для манипуляций с текущими расследованиями своих коллег. Достаточно зарегистрировать производство по фактам, которые уже расследуются или даже еще не расследуются, закрыть его, и таким образом заблокировать любые дальнейшие следственные и процессуальные действия», – поясняют в НАБУ. Кроме того, информируют в пресс-службе Бюро, принятие законопроекта в предложенной редакции сделает невозможной регистрацию новых уголовных производств в отношении некоторых эпизодов коррупционной деятельности чиновников, если ранее такие производства были незаконно закрыты.
«Национальное антикоррупционное бюро призывает народных депутатов не допустить принятия законопроекта №6220 в действующей редакции и отклонить его как такой, который не направлен на обеспечение общественных и государственных интересов, эффективной борьбы с коррупцией в стране. Бюро видит в проекте закона существенные коррупционные риски, которые в случае его принятия могут создать неограниченное поле для злоупотреблений работниками правоохранительных органов с целью содействия правонарушителям в уклонении от уголовной ответственности за совершенные преступления», – подчеркивается в сообщении.
С другой стороны такая законодательная инициатива теоретически «причешет» и без того замусоренный ЕРДР. Чего только в нем сейчас нет. Одно и то же уголовное производство могут вести все без исключения правоохранительные органы. И их «жертва» в нынешней коррумпированной системе должна обойти всех, чтобы уладить вопрос. Это не гуманно и не конструктивно. Должна быть четкая подследственность. И тогда четыре правоохранительных органа не смогут расследовать одно уголовное производство.
Показательно, что законопроект был подан целым рядом депутатов. 17 народных избранников трудилось над внесением изменений в два абзаца в двух статьях УПК. Законодатели представляют абсолютно все политические фракции парламента. Это должно гарантировать позитивный результат голосования.
Если НАБУ обезвредят, весь околокоррупционный бомонд вздохнет и начнет спать спокойно. Ведь с ГПУ, СБУ, полицией можно договориться. А НАБУ – ведомство весьма непредсказуемое. Если в УПК изменения таки внесут, то расследование дел Александра Онищенко, Романа Насирова, растраты киотских денег (за которым, говорят, стоит Тимошенко) прекратится. Ведь эти же преступления расследуются в ГПУ. Этим объясняется такая слаженность в действиях 17 разношерстных народных депутатов, инициировавших изменения в УПК. Не дать НАБУ довести до конца уголовное преследование.
Законопроект 6220 показал, что нардепы не хотят реально разобраться с проблемой отсутствия подследственности. Им нужно одно – выбить у НАБУ землю из-под ног. Забрать у них хлеб в пользу тех, с кем можно договориться. Ведь уже давно понятно, что детективы реально курируются из США и посольства. Куда легче найти общий язык с ГПУ, СБУ и полицией. Ведь там разговаривают на понятном языке. И готовы к взаимовыгодному сотрудничеству.
Ольга Василевская-Смаглюк, специально для «Слова и Дела»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»