Призраки коммунистического прошлого: есть ли шанс у левой оппозиции найти своего избирателя?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Идеи социальной защиты, защиты прав наемных работников, справедливых зарплат и пенсий более чем востребованы в обществе и именно на этом пытались сыграть и напомнить о себе в канун майских праздников партии левого толка. Но пока что все попытки безуспешны.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Марш на месте. Что не так с партийными движениями левого толка?» специально для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«До событий Революции Достоинства коммунисты имели колоссальную поддержку в обществе. Партия была представлена в каждом парламенте, начиная с 1993 года. За 2 года до революционных событий за коммунистов проголосовали около 2,6 млн избирателей», - рассказывет политолог.

После запрета КПУ в 2016 году их идеи остались популярными, но с той разницей, что во всех последних социологических опросах ни одна из левых политических партий даже не попадает в основную выборку.

При этом, уточняет эксперт, даже сейчас потенциальных сторонников КПУ насчитывается от 1 до 1,5 млн граждан, чего хватило бы, чтобы преодолеть 5-процентный избирательный барьер и попасть в Верховную Раду.

Из партий, которые представлены в ВР, идеи левых используют «Батькивщина», «Радикальная партия Олега Ляшко» и «Оппоблок».

Также, добавляет политолог, на недавней акции «Свободы», «Нацкорпуса» и ПС звучали вполне левые идеи: ликвидация частных монополий, прекращение вывода капиталов в офшоры, обеспечение трудовых прав украинцев и прочее.

Марш против власти: чем опасен совместный митинг «Свободы», «Азова» и ПС?Руководитель центра «Эйдос» оценил протестные настроения в обществе и объяснил, в чем опасность митинга, который организовывают «Свобода», «Азов» и «Правый сектор».

Акции, которые прошли к Международному дню солидарности трудящихся не удивили коммунистическими лозунгами, но их «фишкой» стала имитация под традиционную красную символику коммунистических партийных цветов. Тем не менее, визуальное сходство с КПУ не прибавило сторонников организаторам митингов.

«Сейчас есть общественный запрос и достаточная электоральная почва для возникновения нового мощного левого движения. Но из 350 зарегистрированных партий нет лидирующей на этой ниве», – констатирует Радчук.

Причин этому, по его мнению, может быть несколько. В частности, нужно учитывать тот факт, что долгое время у КПУ не было проблем с финансированием и медийным присутствием.

«Важно, что у КПУ, кроме узнаваемого лидера и бренда, была разветвленная система ячеек по всей Украине. Пока ни одна из партий «новых левых» не имеет такого ресурса», – подчеркивает специалист.

Препятствием на пути к популярности партий левого толка является их приверженность идеям так называемого «русского мира».

«Если раньше коммунистам было достаточно пообещать своим избирателям всякую «дружбу» с Россией, то сейчас такие тезисы являются неприемлемыми для большинства граждан. Поэтому левые привлекают к себе внимание идеями о необходимости установления мира на Донбассе путем проведения всеукраинского референдума об установлении нейтрального статуса Украины. То есть, если об откровенном сближении с РФ говорить нельзя, то, по крайней мере, мобилизовать противников вступления в НАТО им гипотетически может удасться», – объясняет Радчук.

Эксплуатация левых идей себе в угоду – еще одна существенная проблема партийного движения в Украине, которое в политической борьбе использует только бренды, вместо того, чтобы руководствоваться четкими идеологическими постулатами.

«Именно поэтому без существенных финансовых вливаний и медийной поддержки получить места (в парламенте – ред.) «новым левым» на ближайших выборах не удастся», – резюмирует Радчук.

Подробнее – в материале «Марш на месте. Что не так с партийными движениями левого толка?»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: