Предложенная модель медицинской реформы - разумная простая система, которая успешно работает в Европе и рекомендована ВОЗ для развивающихся стран. Что бы мы ни делали, все равно будет лучше, потому что хуже уже некуда.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал генеральный директор медлаборатории ДІЛА Алексей Бабич, оценивая медицинскую реформу в Украине.
«Медицинскую реформу уже должны были завершить, а у нас она только начинается. В стране с какой-никакой, но рыночной экономикой и относительно демократическим устройством госинститутов иметь советскую систему здравоохранения - по меньшей мере, нонсенс», - сразу констатировал специалист.
«Мы видим популизм украинских политиков, которые рассказывают, что в бедной стране с низким валовым доходом возможно сохранить организацию системы оказания медпомощи по советскому образцу. Диагностика и лечение с каждым годом становятся технологичнее и дороже, а уровень развития медицины в 1990 и 2017 году – это два полюса», - добавил Бабич.
И это вовсе не означает, что медицина должна быть платной, просто нужны другие методы и подходы в финансировании и организации процессов.
«Сегодня в Украине относительно качественную медицинскую помощь могут получать люди с доходом среднего и выше среднего уровня, составляющие около 20% населения», - отметил Бабич.
«Сейчас любое относительно сложное оперативное вмешательство, от эндоваскулярных операций и эндопротезирования до онкологии, может сделать человека нищим. Либо пациент останется без медицинской помощи, потому что у него нет средств на покупку стентов, эндопротезов или оплату химиотерапии. Средняя стоимость терапии гепатита С составляет около $500 в месяц. Сколько людей смогут платить за курс лечения в течение полугода - года? Это трагедия украинского народа», - подчеркнул специалист.
На его взгляд, должностные лица, которые пытаются тормозить процесс реформирования отрасли, совершают моральное преступление перед нацией.
«Есть надежда, что в результате реформирования люди, до сих пор не имевшие доступа к нормальной медицине, пускай даже выстоят год в очереди на эндопротезы и стенты, но в итоге получат квалифицированную помощь, не продавая свои квартиры и дома, не становясь нищими», - говорит Алексей Бабич.
«Система работы врачей следующая: за каждого прикрепленного пациента семейный врач получает фиксированную сумму. С 2018 года вводится оплата за медицинскую услугу на вторичном уровне, то есть за консультирование, обследование и лечение заболеваний в диагностических центрах и стационарах. Включается принцип «деньги идут за пациентом»: пациент получил медицинскую помощь, и за это учреждение получило оплату из фонда. Например, вылечили пневмонию — получили деньги, возникли осложнения после операции — перелечивайте за собственный счет», - объясняет Алексей Бабич.
Разговоры же о том, что погибнет сельская медицина, будут закрываться сельские и районные больницы, он назвал манипуляциями.
«Во-первых, их уровень и так ниже некуда. Во-вторых, существующие медучреждения никто закрывать не будет. Поддержание и развитие инфраструктуры больниц – обязанность местных общин. Если районная власть решит прекратить финансирование больницы, то она это сделает. И ни Минздрав, ни реформа здесь ни при чем», - настаивает эксперт
«Реформа даст возможность честно зарабатывать простым врачам, а не сидеть на пустой ставке и выживать, вымогая деньги у пациентов. Врачи начнут получать честно заработанный доход. Но это не случится через месяц или два. Есть надежда, что за три-пять лет ситуация изменится к лучшему», - резюмировал Алексей Бабич.
Что обещали населению украинские политики в ходе реформы здравоохранения – «Слово и Дело» выяснило в материале «Медицинская реформа. Что обещали украинцам политики»
Как люди относятся к отечественной медицине – в инфографике «Отечественная медицина. Кому украинцы доверяют свое здоровье».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»