На этой неделе Кабинет министров рассмотрит концепцию медицинской реформы – одной из самых долгожданных и важных государственных реформ. Концепция, по словам премьер-министра Гройсмана, должна содержать все пункты, которые позволят поднять систему здравоохранения Украины до уровня развитых стран. Сам Гройсман еще в июне обещал, что стратегия реформы здравоохранения будет представлена «в ближайшее время». Нечто подобное звучало и более года назад из уст теперь уже бывшего министра здравоохранения Александра Квиташвили. В частности, 1 июня 2015 года он пообещал, что пакет законов о медицинской реформе будет внесен в Раду в ближайшее время. Мало того, что Министерство здравоохранения не уложилось в намеченные министром сроки, так еще и Рада подвела: законопроекты Квиташвили так и не нашли поддержки у депутатов.
Теперь расчищать авгиевы конюшни отечественной медицины поручено волонтеру Евромайдана, американской украинке и экс-директору гуманитарных инициатив Всемирного конгресса украинцев, а с августа 2016 года – и. о. министра здравоохранения Ульяне Супрун. «Слово и Дело» уже зарегистрировало несколько ее обещаний по этому поводу. К примеру, 12 сентября она пообещала обеспечить государственное страхование для первичного медицинского звена (речь идет о гарантированных услугах, которые будут покрываться за счет Госбюджета). Кстати, утвердить перечень таких обязательных бесплатных услуг обещал еще в июне этого года вице-премьер Геннадий Зубко. Кроме того, Супрун пообещала, что в ходе медицинской реформы больницы из-за нехватки средств будут не закрываться, а перепрофилироваться в другие заведения – хосписы, дома престарелых или интернаты для людей с особыми потребностями.
Со статусом «в процессе выполнения» остается в досье «Слова и Дела» еще одно обещание премьер-министра Гройсмана, касающееся медицинской отрасли, – об увеличении зарплат учителям и врачам на 20% с 2017 года. Изменения в оплате труда анонсировал в свое время и предыдущий глава Минздрава Александр Квиташвили, по замыслу которого зарплата врачей должна была зависеть от объема предоставляемых услуг. Но и это он не успел реализовать.
О том, что депутаты иногда имеют больше влияния на состояние медицины в стране (или просто удачно на ней пиарятся), чем чиновники, говорит и статистика обещаний парламентариев. Например, представитель БПП Игорь Артюшенко реализовал обещание о повышении заработных плат медиков на 18,8%, просто проголосовав за соответствующий законопроект, а внефракционный Анатолий Денисенко пообещал работать над улучшением качества и доступности медицины.
Последнее обещание пока в процессе, хотя стоит отметить, что такие глобальные вещи в публичной риторике нардепов – редкость. Критикуя действия власти в сфере здравоохранения, они редко сами предлагают что-нибудь конструктивное. А если и обещают, то чаще всего неудачно, как, например, было с заявлением депутата от «Видродження» Дмитрия Святаша об увеличении бюджетных расходов на медицину или Ольги Богомолец – о помощи Минобороны в организации обучения военных медиков по специальной программе.
К глобальным депутатским обещаниям в этой сфере можно отнести и заявление нардепа от БПП Геннадия Чекиты об увеличении объемов финансирования здравоохранения до 7-8% ВВП и «радикала» Игоря Мосийчука о вкладе в реформирование отечественной медицины.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»