Сегодня, 25 марта, свой профессиональный праздник отмечают служащие одной из самых эффективных и влиятельных силовых структур нашей страны – Службы безопасности Украины. По сути СБУ является правопреемницей советского Комитета государственной безопасности и выполняет функцию национальной контрразведки и центрального правоохранительного органа специального назначения. Сам же День Службы безопасности Украины появился в 2001 году, когда соответствующий указ подписал Леонид Кучма. Выбор второго президента страны был неслучаен: именно 25 марта 1992 года Верховная Рада приняла закон №2229-12 «О Службе безопасности Украины».
Традиционно в этот день политики отдают дань заслугам силовиков Службы, а руководство органа поощряет наиболее добросовестных работников наградами и новыми званиями. Сегодняшний день не станет исключением, однако, перед тем, как из уст украинских политиков прозвучат хвалебные речи и обещания, «Слово и Дело» предлагает вспомнить, что в контексте Службы безопасности было обещано ранее, и что на самом деле было выполнено.
Сразу отметим, что, учитывая логичную закрытость структуры, обещания относительно требований к ее работникам звучат чаще, чем заявления об улучшении условий службы. В досье «Слова и Дела» таких обещаний крайне мало. Одно из них – заявление главы Запорожской областной государственной администрации Константина Брыля построить жилой дом для бойцов СБУ, которое он сделал в ноябре прошлого года.
В основном же в обещаниях политиков и чиновников говорится о регулировании работы Службы безопасности. Например, ее глава Василий Грицак 22 ноября 2016 года пообещал сделать все возможное, чтобы привлечь к ответственности дезертиров ВСУ и самой СБУ, которые изменили присяге и перешли на сторону России и пророссийских террористов.
Есть похожие обещания и у политиков, не имеющих к Службе прямого отношения. Например, у народного депутата Павла Балоги, который в 2014-м убеждал, что будет добиваться того, чтобы служить на восток шли в первую очередь работники МВД, СБУ и прокуратуры. Или у Георгия Туки, который два года назад, будучи председателем Луганской военно-гражданской администрации, обещал обеспечить проверку антикоррупционной деятельности СБУ и прокуратуры в регионе. Первый свое обещание провалил, второй – выполнил. В этом контексте также стоит упомянуть и заявление бывшего главы спецслужбы Валентина Наливайченко о 20-процентной люстрации в рядах ее офицерского состава.
О задачах Службы безопасности ее руководители также привыкли говорить осторожно, поэтому в основном либо подобные обещания звучат довольно обобщенно, либо же их раздают те, кто не влияет на ее работу. Список таких обязательств, зафиксированных «Словом и Делом», не слишком большой, но тем важнее их выполнение. В июне прошлого года глава СБУ Грицак пообещал преодолеть коррупцию на прифронтовых территориях. Речь шла прежде всего о незаконном перемещении товаров, прекращение которого сейчас, когда на Донбассе действует режим блокады, критически важно. Обещание находится в процессе выполнения.
Другое обязательства – руководителя Донецкой ОВГА Павла Жебривского о проверке силами СБУ, УВД и фискальных служб всех районов и городов подконтрольной правительству части области, дабы «найти оборотней и очистить ряды» власти – было выполнено (по крайней мере формально, о чем подробнее читайте по ссылке).
Также предлагаем вспомнить, что обещал по поводу работы СБУ на Донбассе ее бывший глава Наливайченко. Весной 2014-го он пообещал создать в Службе колл-центр по розыску пропавших в зоне проведения АТО россиян (выполнено). Кроме того, через год он заявлял, что обратится в международные структуры по поводу розыска предыдущего главы СБУ Александра Якименко (не выполнено).
Следить за тем, что обещает, и как держит свое слово нынешний руководитель Службы безопасности Украины Василий Грицак, можно самостоятельно, посетив его профиль на нашем сайте.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»