Бла-блакада. Кому это выгодно?

Читати українською
Ольга Василевская-Смаглюкжурналист

Каждый раз, когда кто-то произносит слово «блокада», где-то в Конча-Заспе плачет сынишка чиновника. Нас всех обманывают. Вы думаете, они хотят закончить войну? Зачем, если они выстроили гениальную схему торговли с неконтролируемой территорией. Какой профит украинской власти от «обмена» углем с «ДНР»/«ЛНР» – легко подсчитать.

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что мы закупаем 9 миллионов тон антрацитового угля. Тонна этого угля стоит у донецких шахтеров 600 гривен. Нам его продают по 1200 гривен. 8 долларов за каждую тонну идет на нужды боевиков ОРДЛО. 12 – оседает в карманах наших чиновников. Умножьте 9 миллионов тонн на 12 баксов – и вы получите сумму, которая оседает в карманах украинских чиновников-антиблокадников.

Попробуйте купить тонну угля в Макеевке без разрешения из СБУ и Государственной фискальной службы? Никто ничего вам не продаст. Где порядок выдачи разрешений на торговлю с боевиками? Кому СБУ выдает разрешения на торговлю, а кому – нет? А как работает «Укрзализныця» на территории ОРДЛО? Кто заправляет там грузовые вагоны? Кто загружает товар? На эти вопросы никто не отвечает. Как идет расчет за уголь и вот это вот все, что курсирует между Украиной и оккупированными территориями? Ведь Захарченко – не мать Тереза, чтоб отдавать нам это все бесплатно, чтоб Украина, родная, не замерзла.

Блокада оккупированного Донбасса: попытка номер два?«Слово и Дело» решило провести параллели между блокадами оккупированного Донбасса и аннексированного полуострова Крым.

Чиновники молчат. Министр инфраструктуры не отвечает на вопрос, как Украина оплачивает услуги по передвижению подвижного состава по территории, неподконтрольной Украине. Министр энергетики вообще придумал отмазку на все случаи жизни. «У нас не торговля, а обмен товарами», – заявил он в четверг в программе «Право на владу» на «1+1».

Больше всего от блокады сейчас страдает «Индустриальный союз Донбасса», который был выкуплен у народного депутата Сергея Таруты россиянами. И, очевидно, ахметовский ДТЭК. В ИСД уже даже выпустили заявление: «Задержки со своевременной оплатой налогов, нерегулярные выплаты зарплат, социальное напряжение в городах присутствия – к таким последствиям приведет продолжение незаконной блокады железнодорожного сообщения с неконтролируемой территорией Украины». То есть блокада – незаконная. А торговля с боевиками – законная?

Идем дальше. ИСД заявляет, что платит налоги именно в Украине. «За 2016 год предприятиями группы ИСД в Украине уплачено более 1,1 миллиарда гривен налогов (не считая НДС). Комбинаты являются градообразующими, на них трудятся более 25 тысяч человек. Блокирование железнодорожных путей с НКТ серьезно ударит по стабильности работы этих предприятий». Но если они платят налоги в Украине, а зарплаты в «ДНР», то как это происходит? На какие банковские счета начисляют зарплату? А между тем, кроме зарплат в «ДНР» и налогов на территории Украины, предприятия должны раскошелиться и на «крышу» боевиков. А это 5% с оборота.

Вся эта история с углем – сущий обман с самого начала. Еще когда с легкой руки тогдашнего министра энергетики Владимира Демчишина была придумана схема «Роттердам+». Якобы тогда мы отказались от «дорогого» южноафриканского угля в пользу голландского. Только вот шел уголь не из славного порта Роттердам, а из того же «ДНР». А цена на него была, как будто его привезли из Европы. Вот такая проза жизни. А теперь нам рассказывают, что если не разблокируем, отключат свет. Угля не хватит. А вы купите настоящий, роттердамский! Или топите газом. Или официально признайте торговлю с сепаратистами и как-то узаконьте ее. Поясните западным партнерам, что пока они мучаются с санкциями для бизнеса из РФ, мы «тыхою сапою» торгуем со своим злейшим врагом.

Продолжение блокады Донбасса приведет к веерным отключениям электроэнергии в Украине – НасаликПродолжение блокады поставок товаров, в частности антрацитового угля, с неподконтрольной части Донбасса приведет к веерным отключениям электроэнергии в Украине.

Доля угля в товарообороте с боевиками – не более четверти. Ежедневно туда-сюда курсируют поезда с лесом-кругляком, металлом, щебнем, продуктами. Кто ведет статистику этой торговли? Никто. А заработок наших властьимущих – миллиарды.

Это все требует серьезного расследования. Добробаты вскрыли этот нарыв еще в прошлый раз, когда заминировали Луганскую ТЭС. Только вот после недолгой истерики ТЭС резко разминировали. А карты разминирования отдали. Говорят, не бесплатно: чтобы скинуть ставки до 5 миллионов долларов, Ахметову пришлось хорошенько поторговаться с «айдаровцами».

Что же в этот раз движет добробатами? Кроме патриотизма, жажды справедливости и романтики в мороз у костра? Неужели опять неделю постоят и разойдутся, а товарные вагоны и дальше будут идти туда-сюда? Непонятно кем загружаемые и непонятно как оплачиваемые.

Тема торговли с оккупантом реально болит нашим солдатам. Обычным, рядовым. Тем, кто изо дня в день провожает эти поезда взглядом. Они-то знают, что цена их жизни – такой вот вагон с углем.

Ольга Василевская-Смаглюк, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: