Дорожное беззаконие: почему украинцы не заботятся о соблюдении ПДД?

Александр Радчукполитолог

Последние полгода социальные сети пестрят гневными постами о беспорядках на дорогах Украины. Большинство авторов, которые имеют большой стаж управления автомобилем, справедливо отмечают ухудшение состояния дел с соблюдением водителями правил дорожного движения.

Особенно остро проблема ощущается в крупных городах, где концентрируется наибольшее количество транспортных средств. Всю обеспокоенность и возмущение добропорядочных водителей разделяют и в управлении безопасностью дорожного движения, и в Нацполиции. Руководители последней вместе с министром внутренних дел уже почти год обещают, что все изменится вместе с введением в действие системы видеофиксации нарушений ПДД. Впрочем, ни эксперты, ни рядовые участники дорожного движения пока не разделяют их оптимизма.

Рост количества ДТП

Показатели аварийности на дорогах неуклонно растут. За семь месяцев 2016 года было зарегистрировано более 85 тысяч случаев ДТП. По сравнению с показателями 2015 года в целом рост составил 19%. При этом в 15 тысячах зафиксированных случаев есть пострадавшие: 1761 человек погиб и почти 19 тысяч – травмированы.

Парламент резко повысил штрафы за вождение в нетрезвом состоянииВерховная Рада поддержала повышение размера штрафов за управление автомобилем в нетрезвом состоянии втрое.

Больше всего водители попадали в ДТП в столице: с января по июль этого года зафиксировано 23694 случая, в которых погибло 72 человека, а 48 – были травмированы. При этом в столичной полиции фиксируют увеличение случаев ДТП и по вине пешеходов, которые также стали чаще нарушать правила дорожного движения. Очевидно, подобная тенденция становится уже общенациональным трендом и решение данной проблемы требует особого внимания со стороны и государства, и самого общества.

Бездействие дорожной полиции?

Одной из причин роста аварийности на дорогах участники движения называют бездействие полицейских патрулей, особенно если речь идет о методах предупреждения или профилактики нарушений ПДД. Полиция довольно вяло реагирует на нарушение скоростного режима, правил маневрирования и проезда на перекрестках. Впрочем, патрули пытаются предупредить грубые нарушения ПДД и хоть как-то способствовать улучшению ситуации с передвижением общественного транспорта.

Например, в Киеве благодаря жестким действиям полиции и профилактическим мерам удалось приучить водителей не передвигаться в крайних правых полосах, которые предусмотрены для движения общественного транспорта. Даже в часы пик большинство водителей стараются не нарушать данное правило: это несколько разгрузило движение в правой полосе и уменьшило аварийность с участием маршрутного транспорта.

Однако полиция жалуется на нехватку человеческого ресурса для проведения профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений. Некоторые экипажи, направляясь по вызову, согласно инструкциям, не могут реагировать даже на грубые нарушения ПДД сопутствующих участников движения.

Автоматическая видеофиксация нарушений – не панацея

С 4 сентября наконец вступило в силу постановление Кабмина об определении процедуры оценки соответствия устройств для дистанционного измерения скорости движения транспортных средств. Это еще один необходимый шаг для введения процедуры автоматической видеофиксации нарушений.

В МВД запустили пилотный проект автофиксации нарушений ПДДС сегодняшнего дня в двух городах Украины запущен тестовый проект автоматической фиксации нарушений ПДД.

Правда, на пути ко внедрению системы стоят еще два важных обстоятельства. Во-первых, это недостаток необходимой суммы средств на приобретение, установку и обслуживание достаточного количества оборудования. Нужно также создать необходимое количество соответствующих мониторинговых центров и обучить персонал, ведь камеры так или иначе потребуют определенного технического сопровождения.

Во-вторых, до сих пор нерешенной остается юридическая составляющая работы камер и передачи в автоматическом режиме квитанций об уплате нарушителем административного штрафа. Новый закон, который должен вернуть видеофиксацию нарушений ПДД, имеет существенные недостатки, которые ранее уже были опротестованы юристами и даже соответствующим решением Конституционного суда. Эксперты отмечают, что в сам закон нужно вносить изменения, иначе процесс передачи новых штрафов с помощью камер видеофиксации превратится в масштабный судебный процесс между автомобилистами и государством. Сами владельцы авто, которые не будут согласны платить штрафы за правонарушения, совершенные другими лицами, будут иметь все необходимые юридические аргументы для положительного решения судебного обжалования присланных им постановлений о наложении штрафа.

Впрочем, введение новшеств, скорее всего, переносится на следующий год. По словам министра внутренних дел Арсена Авакова, пока система видеофиксации нарушений будет функционировать в тестовом режиме, а полноценно может заработать только в 2017 году. Ведь для ее полноценного запуска нужно «несколько миллиардов долларов». «Мы объявим конкурс с участием международных финансовых институтов для того, чтобы привлечь международные компании для такого финансирования», – отметил министр.

В поисках «умных городов»

Не стоит ожидать, что даже сам процесс поиска правонарушителей на дорогах и эффективная профилактическая работа полиции быстро решат вопрос по соблюдению ПДД.

Кличко рассказал, когда Киев откажется от маршрутокКиевский городской голова Виталий Кличко пообещал, что уже через несколько лет с дорог столицы исчезнут маршрутные такси.

Водители и пешеходы жалуются на устаревшую систему транспортного сообщения в самих городах. Большинство дорог строились еще в советские времена и не предполагали такого стремительного увеличения количества транспортных средств на улицах городов. Поэтому решение вопроса по уменьшению аварийности также лежит в плоскости внесения изменений в транспортную логистику городов, создания предпосылок для облегчения вождения транспортных средств для водителей, созданич инфраструктуры для остальных участников дорожного движения.

Например, несмотря на обещание мэра Киева Виталия Кличко, за более чем 2 года проблемы с парковкой авто никуда не исчезли. То же самое и с развитием велодорожек. Не изменена сама логика передвижения в мегаполисе, не построены «перехватывающие паркинги». Все подобные новации уже давно существуют в остальных развитых городах мира. И постоянные жалобы на нехватку средств не всегда объясняют логику бездействия местных властей относительно доступных путей для реформирования дорожного движения в крупных городах.

Общая ответственность

Тем не менее культура вождения и взаимоуважение на дорогах – это атрибуты здорового правового общества. Ведь автоматическая видеофиксация не остановит пьяного водителя и не остановит того, кто превышает скорость. Полиция не сможет оштрафовать всех пешеходов, которые пытаются пересечь дорогу в непредусмотренном для этого месте.

Несмотря на обещания Згуладзе, МРЭО до сих пор работают по-старомуДо сентября в Украине так и не появились 62 обновленных центра МРЭО, которые обещала запустить первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе.

Одними штрафами и жесткими методами проблему с увеличением нарушений правил дорожного движения не решить. Ведь речь идет не только об уважении к закону, но и к своим согражданам.

К слову, во время событий Евромайдана патрули ГАИ фактически самоустранились от выполнения своих обязанностей в центре столицы, где бушевали революционные события. Однако этот факт не привел к транспортному коллапсу. Наоборот, водители демонстрировали уважение друг к другу и к другим участникам движения, сами заботились о соблюдении ПДД. Поэтому вопрос уменьшения количества пострадавших и погибших на дорогах Украины – это, прежде всего, задача для самих граждан.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

Загрузка...