Политическая осень 2016 года ознаменовалась ощутимым оживлением в среде так называемых правых партий. После всплеска патриотизма в 2014 году все больше политиков приобщаются к системной работе по развитию новых политических сил в четких постулатах национализма.
Популярность правых обусловлена несколькими системными факторами. Во-первых, в стране есть запрос на понятную государственную идеологию. Национализм предлагает гражданам строить сильную экономику, не надеясь на какую-либо помощь извне, есть запрос на «наведение порядка» именно в государственных делах. Украинцы откровенно устали от коррупционных скандалов и междоусобных политических распрей, поэтому надеются услышать простые и понятные месседжи, как избавиться от постоянного комплекса failed state.
Во-вторых, в Украине продолжается война. И именно запрос на сильного, отважного, патриотического лидера, который победит врага и выведет страну из кризиса, является одним из базовых преимуществ национализма. Патернализм, основанный на чувстве гордости за успехи своего сообщества, является главной особенностью доктрины национализма.
Наконец, в Украине, несмотря на запрет Коммунистической партии, гораздо более распространены левые идеи, которыми пользуются все политические партии для достижения краткосрочных электоральных целей. Поэтому естественно, что в обществе постепенно растет запрос на правую идеологию с уклоном к национал-радикализму.
Всегда правые
Сейчас за избирателей, исповедующих националистическую идеологию, будут соревноваться сразу несколько политических сил правого толка. Наиболее преданными своей идеологии являются 4 уже существующие партии - «Свобода», «Национальный корпус», «Правый сектор», «Братство». Еще одна политическая сила – Национальное Движение «Государственническая инициатива Яроша» – объявила о начале своей деятельности, однако пока юридического подтверждения этого факта в Едином государственном реестре общественных формирований нет.
Безусловно, сегодня наиболее известной и рейтинговой является партия «Свобода» во главе с Олегом Тягнибоком. Политическая сила была создана еще в начале 90-х, на заре независимости Украины, и до 2004 года называлась «Социал-Национальная партия Украины». Сейчас «Свобода» имеет разветвленную систему ячеек, особенно заметной ее деятельность является на Западной Украине. Периодом «расцвета» «Свободы» можно считать 2012 год, когда при отсутствии мощной оппозиции и на протестных настроениях граждан партия впервые попала в парламент, получив более 10% голосов избирателей и фракцию в 25 штыков по спискам и еще 13 – по мажоритарным округам (вместе – 38 народных депутатов). Впрочем, после активного участия в событиях Революции Достоинства лидеры партии получили возможность приобщиться к формированию нового правительства в постреволюционных реалиях. Скорее всего, именно «успехи» партийцев во власти отвернули значительную часть избирателей от этой политсилы. Уже на внеочередных парламентских выборах партия в парламент не прошла, хотя и одержала победу в 7 мажоритарных округах. К тому же, «Свобода» – единственная правая партия, которая может рассчитывать на государственное финансирование, ведь на последних парламентских выборах получила 4,71% поддержки избирателей (при необходимых по закону 2%).
«Азов» на марше
Мощную конкуренцию «Свободе» составит недавно созданный «Национальный корпус» во главе с внефракционным нардепом-мажоритарщиком Андреем Билецким. Он является фактическим лидером добровольческого батальона «Азов», который сейчас является отдельным отрядом специального назначения Национальной гвардии Украины. В «Национальном корпусе» не скрывают откровенной националистической риторики и надеются, что именно «азовцы» и все, кто симпатизирует добровольцам, и станут ядром будущей партии. Сам Билецкий считает, что уже сейчас партия может рассчитывать на поддержку около 10 тысяч сторонников, среди которых в том числе и футбольные фанаты. Партия создана в День защитника Украины и в символический для всех украинцев религиозный праздник Покровы Богородицы, а именно 14 октября 2016 года.
Пока партия не принимала участия в выборах, однако на съезде новой политсилы ее лидер Андрей Билецкий заявил, что политсила не будет тратиться на лишнюю рекламу, листовки или иную пропаганду, а «займется реальными делами». Учитывая, что в 2014 году на внеочередных выборах в парламент Билецкий одержал уверенную победу на мажоритарном округе №217 в Оболонском районе столицы, где его основным противником был более денежный и близкий к нынешней власти Вадим Столар, противостоять натиску активистам «Национального корпуса» их конкурентам будет трудно.
Революционный «Правый сектор» и фактор Яроша
Значительно хуже со стартовыми позициями у политической партии «Правый сектор», которая значительно потеряла в рейтингах после того, как ее ряды в конце 2015 года покинул идейный проводник Дмитрий Ярош. К слову, хоть партия и приняла участие во внеочередных выборах 2014 года, сам Ярош не присоединился к ее избирательному списку, выбрав электорально безопасный для себя 39-й одномандатный избирательный округ в Днепропетровской области. Впрочем, за список «ПС» отдали голоса 1,8% избирателей или более 284 тысяч человек. После громких скандалов и из-за нехватки лидерского и организационного потенциала партия может проявить себя разве что во время очередных политических потрясений вроде революции.
Примерно такая же ситуация и в партии ДІЯ, которая была создана на базе отдельных батальонов «Добровольческого украинского корпуса» «Правый сектор» (ДУК ПС). Партийная структура опирается на авторитет экс-лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша. Впрочем, пока о реальной деятельности партии известно немного: на сайте партии в основном публикуются заявления, сообщения о создании региональных организаций и отчеты по военно-спортивным учениям или новости с фронта. Фактическим рейтингом партии можно считать личный рейтинг Яроша, которого на внеочередных выборах президента в 2014 году поддержали 0,7% граждан (почти 128 тысяч человек).
Остальные национал-радикальные политические силы, например, «Братство» Дмитрия Корчинского и «Конгресс украинских националистов» (КУН) сейчас имеют очень низкую поддержку среди украинцев. Фактически, эти политические силы являются потенциальными «консервами» для будущего ребрендинга и «раскрутки» в новую политическую силу. Так, КУН на прошлых выборах в 2014 году получил поддержку всего 0,05% избирателей (8976 человек).
Чем понравиться избирателю?
Все нынешние наиболее активные правые партии, по сути, являются оппозиционными к действующей власти. У «Свободы» есть своя история отношений с нынешней политической верхушкой. Именно активистов и лидеров этой политсилы министр внутренних дел Арсен Аваков обвинил в кровавой провокации возле парламента 31 августа 2015 года, в день голосования за внесение изменений в Конституцию, когда от взрыва боевой гранаты погибли четверо нацгвардейцев.
Большинство правых партий выступают за более решительные изменения в обществе. Прежде всего, они касаются усиления международного значения Украины и откровенно враждебного отношения к России и всему, что с ней связано. Так и «Свобода», и «Национальный корпус» предлагают восстановить ядерный статус Украины, построить Балто-Черноморскую геополитическую ось, разорвать все дипломатические отношения с РФ и ввести с ней визовый режим. Обе партии не выступают откровенно враждебно против интеграции в структуры НАТО, однако если «Свобода» предлагает курс на «европейский украиноцентризм», то «Национальный корпус» вообще не считает нужным ориентироваться на Европу. Кстати, это серьезное преимущество перед «Свободой» для популяризации своих идей среди более равнодушных к евроинтеграции избирателей южных и восточных регионов Украины.
«Правые» партии в большинстве своем положительно относятся к идее легализации огнестрельного оружия. В «Национальном корпусе» предлагают еще и вернуть смертную казнь (особенно в случаях злоупотребления властью и проявлениях коррупции), а самих заключенных не мучить в тюрьмах, а «перевоспитывать» общественно полезными работами.
Перспективы правых политических партий
Главное преимущество правых партий на выборах - четкость их взглядов и максимальная мобилизация своего электората. Избиратель националистов – молодой, дисциплинированный и очень мотивированный. С отсутствием прогресса в реформировании страны и возрастающей ролью популистских проектов правые партии, хоть и не так быстро, но также постепенно наращивают свою популярность.
К тому же, правые политические силы привлекают молодежь своим уклоном к радикальным действиям, то есть дают возможность принять непосредственное участие в судьбоносных для страны событиях. Такая направленность национал-радикалов является их существенным преимуществом и одновременно реальным риском для большинства избирателей, не подверженных такому решительному участию в политике.
Правда, большинство экспертов сходятся во мнении, что в Украине есть определенная электоральная граница для правых идей. Этот показатель колеблется в рамках от 7 до 10% от граждан, которые могут принять участие в следующих выборах. Поэтому в ближайшее время нас ожидают настоящие политические баталии в правом партийном направлении в борьбе за своего избирателя.
Наибольшее преимущество на выборах может получить та правая политическая партия, которая предложит наиболее оптимальную стратегию изменений в стране с уклоном в национализм, но без предпочтения в радикальных методах достижения своих целей. Пока все национал-радикальные партийные проекты пытаются мобилизовать своего избирателя не слишком рациональными призывами к политическому сопротивления и борьбе, спекулируя на растущих протестных настроениях украинцев.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»