Многострадальная борьба с коррупцией: почему нардепы взялись за закон о лоббизме?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

За последний месяц народные депутаты внесли целых два законопроекта о легализации процесса лоббирования государственных решений. Вряд ли причиной такой активности стало желание разделить бизнес и власть.

Об этом пишет в эксклюзивном материале «На страже чужих интересов. Изменит ли легализация лоббизма украинскую политику?» для «Слова и Дела» политический эксперт Александр Радчук.

«Драйвером подобных изменений является отнюдь не соответствующий запрос общества. Скорее, речь идет об обязательствах перед западными партнерами и мерах в контексте многострадальной борьбы с коррупцией. Так, именно в Соглашении об ассоциации с ЕС сказано о необходимости урегулирования лоббистской деятельности в Украине. А уже в государственной программе по реализации антикоррупционной стратегии в 2015-2017 годах четко говорится о разработке и реализации соответствующего законодательства», - рассказывает политический эксперт.

Сказать, что в Украине нет лоббизма как явления было бы откровенной ложью.

«Для украинских реалий характерен не сам процесс лоббирования, а непосредственное влияние групп интересов на решение тех или иных вопросов бизнеса путем непосредственного влияния на политиков», - обьясняет Радчук.

«Чаще всего политики-лоббисты «спрятаны» во втором-третьем десятке избирательного списка партии. Чем выше рейтинги политической силы, тем дороже приходится платить финансово-промышленным группам за своего представителя в проходной части списка. Но, как показывает практика последних 15-20 лет, оно того стоит», - рассуждает эксперт.

Как отметил он, в этом году первыми законопроект «О лоббизме» внесла группа народных депутатов, близких к интересам бизнесмена Игоря Коломойского и его политической силы «Укроп».

На его взгляд, в том, что лоббизм может быть закреплен законодательно, есть хороший сигнал для тех компаний и групп интересов, которые ранее не имели непосредственного доступа к большой политике.

«Выразителями крупных финансово-промышленных групп были сами нардепы, что было довольно удобно и с точки зрения ведения бизнеса: таким образом закреплялось определенное монопольное положение в той или иной отрасли экономики. Или, например, основные игроки могли без посторонних партнеров разделить между 3-4 основными участниками 80% доли рынка в определенной сфере. Остальные 20% и были полем для конкуренции для всех остальных», – констатрует он.

Однако закон о лоббизме не решит проблему влияния и продавливания интересов бизнеса.

«Если бизнес и профессиональные компании-лоббисты могут быть заинтересованы в подобных нововведениях, то как раз политические игроки будут оказывать существенное сопротивление», - резюмировал он.

Подробнее читайте в материале «На страже чужих интересов. Изменит ли легализация лоббизма украинскую политику?»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: