На днях Верховная Рада рекомендовала Президенту заменить Автономную Республику Крым на Крымскотатарскую Автономную Республику, лишить Севастополь специального статуса и признать крымских татар, караимов и крымчаков коренными народами Украины.
Впрочем, даже при поверхностном анализе такое решение является очередным мыльным пузырем от украинского парламента. Во-первых, Верховная Рада только дала рекомендацию, то есть реально Порошенко не обязан выполнять это решение. Хотя, учитывая тот факт, что Глава государства несколько раз сам указывал на необходимость изменения статуса АРК именно в таком формате, в этой ситуации он выступает заложником собственных слов и возможного политического шантажа.
Во-вторых, признание крымских татар, караимов и крымчаков коренными народами украинским парламентом будет иметь хоть какие-то последствия только после принятия аналогичного решения ООН. Правда, и вероятность таких решений является достаточно высокой.
В-третьих, решение Рады требует внесения изменений в Конституцию Украины, а мы все знаем, что это сложный процесс, который требует на конечном этапе утверждения 300 голосами. В принципе, в парламенте они, скорее всего, найдутся.
И здесь мы перейдем к тому, какие же реальные юридические и фактические последствия наступят при условии, если все же изменения в Конституцию будут внесены и будет принято соответствующее решение ООН.
На сегодня статус коренных народов в международном праве урегулирован в первую очередь Декларацией о правах коренных народов. Согласно статье 3 и 4 Декларации, «коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Впрочем, нужно понимать, что Россию, как показывает суровая действительность, в принципе сложно к чему-то принудить. Не следует также забывать, что крымские татары, по переписи, осуществленной РФ в 2014 году, составляют примерно 10% населения. Этой цифре следует доверять, ведь украинская перепись 2001 года показала примерно такие же данные. Поэтому желание крымских татар, например, в форме возврата в состав Украины, объективно к этому не может привести. Можно говорить лишь об обеспечении культурных прав и установлении квот для представителей крымских татар в органах власти Крыма в размере десяти процентов. Впрочем, здесь так же возникает проблема невозможности Украины влиять на такие процессы, пока Крым аннексирован Россией.
Следует также помнить, что предоставление Крыму статуса национально-территориальной автономии по тем же причинам, что и признание крымских татар, караимов и крымчаков коренными народами Украины, мало что меняет. Кстати, едва ли не самой известной национально-территориальной автономией в мире являются Аландские острова в Финляндии. Так вот, часть населения, для которой шведский язык является родным, составляет более девяноста процентов. Напомню, кондоминиум – это совместное владение несколькими государствами одной территорией. Поэтому реально украинская власть должна помнить вариант Саара – территории, которая была возвращена Германии после Второй мировой войны как результат чрезвычайно продуманной дипломатической политики Конрада Аденауэра. Впрочем, даже этот вариант может быть осуществлен при условии еще большего экономического ослабления России и опережения Украиной РФ по показателю ВВП на душу населения. Ведь, как бы цинично это не звучало, рациональные аргументы при принятии решения населением Крыма в условиях референдума будут иметь самое важное значение.
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»