25 решающих законов независимой Украины. Часть I

Независимой Украине 25 лет, за это время Верховная Рада приняла тысячи законодательных актов, но по-настоящему фундаментальными и важными из них стали единицы. Предлагаем свой вариант 25 важнейших законодательных актов, которые сделали Украину такой, какой она сейчас является.

Декларация о государственном суверенитете Украины

Фундаментальным законодательным актом современной независимой Украины, безусловно, можно считать именно Декларацию о государственном суверенитете Украины, которая была принята Верховным Советом Украинской ССР 16 июля 1990 года. Ведь в ней, впервые после универсалов Центральной Рады, были закреплены принципы самоопределения украинской нации, народовластия и самостоятельности.

Следует обратить внимание на то, что именно эта декларация закрепила основы внутренней и внешней политики, которые влияют на наше государство и по сей день. Это и признание всех граждан республики представителями народа Украины, и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, и равенство всех перед законом, и неприкосновенность украинских границ. Также она закрепила право на создание Вооруженных сил и внеблоковый статус Украины.

Как в Украине выполняется Основной закон?Насколько эффективно в Украине защищаются конституционные права граждан, заложенные в Основном законе?

Декларация стала базовым документом при подготовке концепции новой Конституции Украины, которая была утверждена 19 июня 1991 года. Словом, несмотря на то, что формально декларация не является законодательным актом, именно она заложила основы для существования независимого государства.

Акт провозглашения независимости Украины

19 августа 1991 года в СССР произошла попытка военного переворота. И хотя она потерпела крах, республиканские политические элиты понимали, что Советский Союз как унитарное государство де-факто больше не существует, и, соответственно, Москва больше не может заставить республики выполнять свою волю с помощью юридического или военного принуждения. Поэтому 24 августа 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял акт провозглашения независимости Украины, который де-юре отвечал в то время действующей Конституции Украинской ССР, ведь, согласно со статьей 69, Украинская ССР сохраняла за собой право свободного выхода из Советсткого Союза.

Постановление «О провозглашении независимости Украины»

В тот же день, что и акт провозглашения независимости Украины, Верховный Совет УССР принял постановление «О провозглашении независимости Украины», в котором отмечалось, что Украина является независимым демократическим государством, где действуют только ее Конституция, законы, постановления правительства и другие акты законодательства республики.

Также данное постановление определяло, что 1 декабря 1991 года должен состояться референдум в подтверждение акта провозглашения независимости.

Ратификация Соглашения о создании СНГ

8 декабря 1991 года было подписано соглашение о создании Содружества независимых государств, которое закрепило прекращение существования СССР и признание стран-участниц Договора независимыми суверенными государствами. Также стороны признавали территориальную целостность государств-участников. Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение о создании Содружества независимых государств 10 декабря того же года.

СНГ в начале своего существования представлялся политико-экономическим союзом бывших республик СССР (кроме стран Балтии). Ведь фактически ни у одной из республиканских элит не было окончательного видения развития собственной страны хотя бы в краткосрочной перспективе.

Показательно, что даже на Чемпионате Европы по футболу и летних Олимпийских играх 1992 года страны-члены СНГ выступали как одна команда, а их совместные вооруженные силы просуществовали до 1993 года.

Государственные символы Украины

После того, как Украина обрела признаки правосубъектности, пришло ее время получить собственные государственные символы. Символизм играет в жизни государства большое значение и украинцы довольно быстро избавились от символов СССР, приняв собственные флаг, герб и гимн.

Закон «О государственном гимне Украины». Государственный гимн является элементом государственной символики, который идентифицирует страну на международных собраниях, форумах, спортивных соревнованиях и тому подобном. Официально музыка государственного гимна (композиция Михаила Вербицкого) была принята Верховной Радой 15 января 1992 года. Авторство текста «Ще не вмерла Україна» принадлежит Павлу Чубинскому.

А уже 6 марта 2003 года Рада приняла закон «О государственном гимне Украины», предложенный тогдашним президентом Леонидом Кучмой. Законопроектом предлагалось утвердить государственным национальным гимном на музыку Михаила Вербицкого со словами только первого куплета и припева песни Павла Чубинского «Ще не вмерла Украина». В то же время первая строфа гимна, согласно предложению президента, должна была звучать как: «Ще не вмерла України і слава, і воля». Этот закон поддержали 334 народных депутата из 433, против высказались 46. С принятием этого закона статья 20 Конституции приобрела законченный вид. Национальный гимн на музыку Вербицкого получил слова, которые с тех пор утверждены законом.

Все еще легитимные: кто обещал очистить КСУ от судей Януковича?«Слово и Дело» решило напомнить украинским политикам их обещания по изменению состава Конституционного суда.

Постановление о государственном флаге Украины. В 1917-1921 годах, во время украинской революции, сине-желтый флаг был государственным флагом Украинской Народной Республики. После распада СССР этот флаг де-факто использовался как государственный флаг независимой Украины. 18 сентября 1991 года Президиум Верховногй Рады Украины юридически закрепил за сине-желтым флагом статус официального флага страны. А 28 января 1992 года Верховная Рада Украины приняла постановление о государственном флаге Украины. Он представляет собой стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и желтого цветов с соотношением ширины флага к его длине 2:3.

Постановление о государственном гербе Украины. Государственный герб Украины включает два символа: Малый и Большой гербы. Малым государственным гербом Украины является золотой трезубец на голубом фоне, утвержденный Верховной Радой 19 февраля 1992 года. Центральной геральдической фигурой герба является трезубец князя Владимира Великого. Кроме того, согласно Конституции, элементом Большого герба должен быть герб Войска Запорожского. Большой герб Украины до сих пор находится в процессе разработки. На сегодня в Верховную Раду Украины поданы несколько вариантов соответствующих законопроектов.

Сейчас все государственные символы Украины закреплены статьей 20 Конституции Украины.

Конституция Украины

Процесс принятия Основного закона нашего государства был многоступенчатым и чрезвычайно тернистым. Начался он 24 октября 1990 года с принятия Верховным Советом постановления «О Комиссии по разработке новой Конституции Украинской ССР», согласно которому этой комиссии было поручено создать рабочие группы по подготовке отдельных разделов проекта Конституции, привлекая к ним ведущих ученых и специалистов из соответствующих областей знаний. Перед Президиумом Верховного Рады была поставлена ​​задача внести на рассмотрение сессии парламента в декабре 1990 года концепцию новой Конституции.

На первом заседании комиссии под председательством Леонида Кравчука было решено, что новый Основной закон закрепит основные положения Декларации о государственном суверенитете Украины, станет надежным фундаментом развития суверенного правового государства. Концепция была постепенно разработана и одобрена, а 1 июля 1992 Рада рассмотрела первый проект новой Конституции и приняла решение о вынесении его на всенародное обсуждение. Как результат, в комиссию поступило более пятидесяти тысяч (!) замечаний и предложений.

8 октября 1993 года Верховная Рада приняла постановление, согласно которому проект новой Конституции должен был быть доработан по результатам всенародного обсуждения и обсуждения в Верховной Раде. После этого конституционный процесс затормозился. Причиной этому послужила политическая ситуация, сложившаяся в то время в государстве. Обострились отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти. Началась подготовка к досрочным выборам в Верховную Раду и выборам президента. Как известно, выборы в парламент состоялись в марте, а выборы президента – в июне 1994 года.

Процесс возобновился лишь осенью 1994 года. 20 сентября Рада своим постановлением определила численный состав комиссии по разработке проекта новой Конституции – 40 человек. Возглавили комиссию на правах сопредседателей спикер ВР Александр Мороз и президент Леонид Кучма. Также в состав комиссии парламент и глава государства делегировали по 15 членов, Верховная Рада Автономной Республики Крым – 1, судебные учреждения и Генеральная прокуратура – 7. Следует отметить, что члены Конституционной комиссии от Верховной Рады определялись депутатскими группами (фракциями) по пропорциональному принципу. Словом, в состав комиссии вошли представители различных ветвей государственной власти.

День Конституции: какие изменения в Основной закон могли бы предложить украинские политикиМайкл Щур опубликовал на своей странице в Facebook версии украинской Конституции в редакции различных украинских политиков.

Верховная Рада 10 ноября 1994 года утвердила полный состав Конституционной комиссии, которым и был подготовлен проект новой Конституции Украины.

Однако процесс создания Основного закона, по которому должно было жить государство, а самое главное – распределяться власть, не мог пройти без конфликтов. Чрезвычайно обострилась борьба между парламентом и президентом Кучмой. С целью уменьшения напряжения 18 мая 1995 года между Верховной Радой и главой государства был заключен договор «Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины», в котором была и одна очень ответственная статья. Одно из ее положений звучало так: «Признать необходимым создание условий для ускорения и успешного завершения конституционного процесса в Украине с тем, чтобы принять новую Конституцию Украины в срок не позднее одного года со дня подписания настоящего Конституционного договора».

Позже, на заседании Конституционной комиссии 11 марта 1996 года, был принят доработанный проект Основного закона, который и был направлен в Верховную Раду. В первом чтении, рассмотрение которого состоялось 4 июня 1996 года, проект Конституции был существенно изменен с целью демократизации. В этих обстоятельствах президент при поддержке СНБО и Совета регионов выразил несогласие с изменениями, внесенными в некоторые положения проекта. Чтобы сохранить его редакцию от 11 марта 1996 года, Кучма подписал указ о проведении Всеукраинского референдума. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе.

Вынесение на всенародное обсуждение проекта, утвержденного 11 марта 1996 года, на том этапе, когда парламент в первом чтении уже принял законопроект в редакции от 4 июня 1996 года, выглядело несколько нелогичным.

25 июня конституционным большинством (306 голосами) было принято первое положение преамбулы. И дело, казалось бы, пошло. Однако к 20 часам были приняты лишь 30 статей.

В свою очередь, президент не собирался сдаваться и подписал 26 июня указ о вынесении президентского варианта Конституции на референдум и провел по этому вопросу совещание с председателями областных администраций. Им было рекомендовано отозвать максимально возможное количество депутатов с сессии. Трехмесячная упорная работа Верховной Рады была под угрозой срыва, а сам парламент – на грани роспуска.

27 июня в Раду просочилась информация, что в Администрации президента уже подготовлен соответствующий указ о роспуске парламента. Александр Мороз, открывая утром заседание Рады, предложил работать без перерыва до принятия Конституции, что и произошло 28 июня. «За» проголосовали 338 народных депутатов, «против» – 18. Пятеро народных избранников воздержались. Окончательное принятие Конституции длилось 23 часа без перерыва.

Таким образом, этап конституционного закрепления украинского государства был завершен благодаря политическому компромиссу. Позже документ высоко оценили эксперты и международные наблюдатели. Он стал настоящим произведением украинского народа.

Будапештский меморандум

Рассказ о ряде международных договоров, которые оказались фатальными для Украины, стоит начать с Будапештского меморандума. 5 декабря 1994 года в городе Будапешт главами четырех государств – Украины, России, США и Великобритании – был подписан меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Интересен тот факт, что Будапештский меморандум не был ратифицирован парламентом Украины.

Страны-участницы этим меморандумом подтвердили обязательство уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины. Страны также подтвердили обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости нашей земле, а также то, что никакое их оружие никогда не будет использоваться против Украины, кроме как в целях самообороны.

Также стороны обязались воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы покорить собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом получить какие-либо преимущества. Будапештский меморандум должен был дать Украине гарантии безопасности в обмен на отказ от ядерного оружия. Когда Кравчук сказал, что мы могли потерять государство, если бы не отказались от ядерного оружия. Зато через 20 лет попранный всеми странами-участницами договор привел к тому, что мы потеряли не только часть государства, но и лучших сыновей Украины.

Вторую часть серии статей «25 решающих законов независимой Украины» читайте по ссылке.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан», специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...