Годы независимости Украины ознаменовались многими как полезными, так и противоречивыми законодательными актами и международными соглашениями. В первой части серии статей «25 решающих законов независимой Украины» мы упоминали о документах, которые утвердили независимость и суверенитет Украины. Решения, о которых мы поговорим сегодня, были приняты в период, который стал определяющим для дальнейших перспектив сохранения территориальной целостности нашей страны.
Закон о приватизации государственного имущества
Украинская экономика обрела свои уродливые олигархо-уголовные формы благодаря первой волне приватизации, которая началась в 1992 году, сразу после принятия Верховной Радой закона «О приватизации». Знаковым в этом решении было то, что Конституция была принята через 4 года, что дает прекрасное представление о приоритетах тогдашних политических элит.
Результатом принятия этого закона стало формирование в Украине так называемых «красных директоров», которые из управленцев промышленных комплексов превратились в их владельцев. Также в результате первичного этапа приватизации много промышленных объектов оказались в руках криминальных структур, которые по сути были единственными, кто в то время имел необходимые средства для приобретения объектов приватизации. Впоследствии «красные директора» нашли общий язык с «новыми украинцами» и путем объединений и поглощений создали финансово-промышленные группы, которые на слуху и поныне.
Соглашение о статусе Черноморского флота РФ
Основной точкой опоры РФ при аннексии Крыма, бесспорно, был ее Черноморский флот. Эта «бомба замедленного действия» была заложена в Украине еще в далеком 1997 году. 28 мая того года между правительствами Украины и России были подписаны «Соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины», «Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о параметрах раздела Черноморского флота» и «Соглашение между правительством Украины и правительством Российской Федерации о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Впоследствии, 24 марта 1999 года, все эти документы были ратифицированы Верховной Радой.
Предполагалось, что основной базой Черноморского флота России станет город Севастополь. Кроме того, в соответствии с Соглашением о параметрах раздела Черноморского флота, за Черноморским флотом РФ оставалось право пользования 31-м испытательным центром в Феодосии, аэропортом в Гвардейском, военным санаторием «Ялта», 830-м постом связи и ретрансляции в Ялте, 1001-м пунктом высокочастотной связи в селе Прибрежное и 2436-м складом ракетного топлива.
Срок действия соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины составлял 20 лет с даты начала его временного применения и мог быть автоматически пролонгирован на пятилетние периоды при отсутствии письменного уведомления одной из сторон о прекращении действия соглашения.
Харьковские соглашения
Виктор Янукович сразу после инаугурации принялся строить «русский мир», то есть выполнять свои предвыборные обещания. 21 апреля 2010 года в Харькове была проведена помпезная встреча президента Украины Януковича с президентом России Медведевым, на которой было заключено «Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Соглашением срок пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе был продлен с 2017 по 2042 год с автоматическим продлением на 5 лет в случае, если любая из сторон не выскажет возражений. Также была установлена арендная плата. Взамен Украине предоставлялась скидка в размере $100 за тысячу кубометров газа, который Украина и так покупала у РФ по драконовским ценам. Оплата за пребывание флота устанавливалась на уровне $100 млн в год, начиная с 2017 года.
Самое интересное произошло потом, во время ратификации Соглашения украинским парламентом. В обществе сразу возник значительный резонанс, вызванный неконституционностью этого документа и предательством украинских интересов. Его быстро окрестили «новым Переяславским соглашением», а Януковича – «губернатором украинской области» в составе Российской империи. И даже возникли разговоры о его импичменте.
Сразу десяток городских и областных советов обратились в Верховную Раду с просьбой не ратифицировать неконституционное соглашение. Были собраны 153 подписи народных депутатов от оппозиции с требованием провести внеочередное пленарное заседание Верховной Рады с целью создания ВСК, которая изучила бы конституционность действий гаранта. Однако спикер парламента Владимир Литвин просто отказался созвать внеочередное заседание.
27 апреля, по договоренности между главами украинского и российского парламентов, должна была состояться синхронная ратификация Соглашения. Оппозиция пыталась прибегнуть к хитрому маневру – заблокировать сессионный зал. Но депутаты из коалиции, проснувшись на полчаса раньше, сделали это первыми, дабы не допустить срыва заседания.
Ситуация выглядела классически: Юлия Тимошенко вела своих митингующих под ВРУ, где уже стоял пикет в поддержку политики президента, Андрей Парубий прятал дымовую шашку в штаны, а Владимир Литвин подбирал галстук к костюму – все готовились к решающему дню в их политической карьере.
С самого начала заседания в сессионном зале началась драка и метание яиц в спикера. Представители фракции «Партии регионов» шли в наступление на оппозицию, будто в последний раз в жизни. Впоследствии кто-то из народных избранников применил заранее припасенную дымовую шашку, но и это не помогло. Благодаря то ли лихому донецкому фарту, то ли решимости Нестора Шуфрича, который, будучи министром чрезвычайных ситуаций, лично пришел с огнетушителем в Раду гасить дымовые шашки, коалиционное большинство все же смогло «продавить» через Раду имплементацию Харьковских соглашений. «За» проголосовали 236 депутатов и Соглашение было ратифицировано.
В целом же соглашения о пребывании Черноморского флота РФ на территории Украины уже стали классическим примером достижения целей с помощью дипломатических, военных и экономических факторов. Но, к сожалению, не нашим примером. Соглашения выполнили свою историческую миссию: Украина потеряла контроль над частью территории. За ненадобностью, после аннексии полуострова 1 апреля 2014 года, соглашение было в одностороннем порядке денонсировано Российской Федерацией. Украина же юридически не прекратила его действие до сих пор.
Конституция Автономной Республики Крым
На самом деле, предпосылки к потере Украиной Крыма были заложены гораздо раньше – во время событий, которые разворачивались еще в начале 90-х.
В феврале 1991 года был принят закон «О восстановлении Крымской АССР», которым Крымской области был предоставлен статус автономии. Местное руководство эффективно использовало пробелы в законодательстве и слабость еще не укрепленной центральной власти Украины и взялось за строительство своей модели устройства Крыма.
Сначала Верховная Рада Крыма приняла декларацию «О государственной самостоятельности Республики Крым», а впоследствии, 6 мая 1992 года, – Конституцию Республики Крым. Хотя эти документы и противоречили тогдашнему законодательству Украины, Верховная Рада Украины отменила их лишь 17 марта 1995 года, после затяжного политического конфликта на полуострове.
Впоследствии президент Украины Леонид Кучма подписал ряд указов, которые определяли статус органов власти Автономной Республики Крым. Позже Конституция Крыма снова провозгласила Верховную Раду полуострова законодательным органом и определила порядок выборов депутатов в нее. Поскольку эти нормы противоречили новой Конституции Украины, возникла необходимость определения статуса Крыма. Эта задача была выполнена 23 декабря 1998 года принятием и утверждением парламентом Украины закона «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым».
Закон об особом порядке местного самоуправления на Донбассе
Принятие данного законопроекта было вызвано необходимостью выполнения Украиной обязательств в соответствии с Минским протоколом, подписанным 5 сентября 2014 года. Этому предшествовало введение регулярных воинских формирований Российской Федерации на стороне террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», Иловайский котел и отступление украинских военных подразделений вдоль всей линии соприкосновения.
Сам закон предусматривал недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания части лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей, языковое самоопределение населения региона, особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов, отличное от общего экономического режима осуществление хозяйственной и инвестиционной деятельности, создание отрядов народной милиции. Единственный нюанс заключался в том, что местные органы самоуправления могли получить эти права только после местных выборов 7 декабря 2014 года. Этого, как мы знаем, не произошло.
Несмотря на то, что этот законопроект был антиконституционным по сути, ведь фактически вводил специальный статус этих территорий, он стал знаковым не только благодаря содержанию, но и процессу голосования. Ведь голосования как такового не произошло и результаты до сих пор не обнародованы, однако, вопреки этому, законопроект был подписан и стал частью правовой среды Украины.
Третью часть серии статей «25 решающих законов независимой Украины» читайте по ссылке.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан», специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»