Кризис жанра: крестный ход как неудачная попытка разделить общество

Читати українською
Валентин Гладкихполитический эксперт

В который раз гора родила мышь. Вопреки ожиданиям как противников, так и сторонников, крестный ход, общественный интерес к которому изо всех сил подогревался с обеих сторон самыми невероятными предположениями и апокалиптическими ожиданиями, завершился большим ничем.

Небеса не разверзлись, молнии божьего гнева не испепелили грешников, силы тьмы, приняв образ «националистов-раскольников» и «униатов-бЕндеровцев», не набросились на богобоязненных православных бабушек, а российские каналы остались без душещипательных сюжетов о притеснении верующих в Украине. Более того, «путинская агентура» не провозгласила на Владимирской горке, откуда рукой подать не только до бывшего музея Ленина, но и до главного офиса СБУ, Киевскую Народную Православную Республику имени Святого равноапостольного князя Владимира и «страстотерпца» Николая Второго.

В общем, если отбросить жуткие пробки, возникшие в результате перекрытого в центре Киева движения, ничего чудовищного, к счастью, не случилось. Чудесного, к несчастью, тоже ничего не произошло – автобусы, везущие паломников, приводили в движение двигатели внутреннего сгорания, а не молитвы и Святой Дух.

Крестный ход добрался до Киева: украинцы обсуждают скандальное шествиеУкраинцы в социальных сетях отреагировали на шествие УПЦ МП, которое сегодня утром добралось до столицы.

Все остались при своих интересах: правоохранители и работники спецслужб не допустили провокаций и могут смело колоть в мундирах дырки для орденов, организаторы отчитались перед спонсорами и теперь подсчитывают барыши, спонсоры состригли лишь им одним понятные «политические дивиденды», верующие с чувством глубокого внутреннего удовлетворения отправляются в места своей постоянной дислокации. Если спонсоры не поскупятся на гонорары, то еще пару дней тему помусолят в эфирах честные журналисты и незаангажированные эксперты. После чего информационные волны, всколыхнувшие поверхность нашего старого пруда, улягутся и внимание общественности будет приковано к какому-нибудь следующему «архиважному» информационному поводу.

Ошибаются те, кто утверждает, что сегодня в Киеве повеяло «русским духом», миром или ладаном. На самом деле, сегодня в Киеве запахло нафталином – интеллектуальным банкротством и идейным убожеством духовных и политических лидеров, которые упрямо продолжают жевать жвачку, давно потерявшую вкус, и выдувать из нее пузыри. Очередной пузырь из bubble gum лопнул.

С легкой руки одесситов Ильи Ильфа и Евгения Петрова, авторов культовой дилогии, посвященной похождениям Остапа Бендера, в широкий обиход вошло выражение кризис жанра, означающее творческий застой, полное отсутствие свежих идей и неспособность создавать что-либо новое, оригинальное или, на худой конец, хотя бы обновленное, приведенное в соответствие с духом времени.

Даже в животном мире, где поведение особи определяется преимущественно врожденными инстинктами, в лучшем случае – приобретенными рефлексами, кризис жанра может сыграть злую шутку и заставить светлячка вступить в незащищенный половой контакт с окурком от сигареты, по ошибке принятым за самку. В человеческом же обществе он приводит к куда более печальным последствиям. Воспроизведение одних и тех же установок и поведенческих моделей ведет к застою. А застой, даже будучи идеалом для любого homo soveticus, на самом деле является предвестником неизбежного упадка и краха.

Всех в секретные тюрьмы СБУ: соцсети отрегировали на решение Авакова заблокировать крестный ходМинистр внутренних дел Арсен Аваков сообщил, что силы Нацполиции и Нацгвардии не пустили крестный ход в Киев.

Для общества неспособность менять поведенческий паттерн чревата превращением живой культуры в музейные экспонаты, политической жизни – в пожелтевшие страницы учебников по истории, а мест обитания – в места археологических раскопок. Исторический процесс, культура и общество – это не огурцы-корнишоны или помидоры-сливки, их нельзя законсервировать в трехлитровые банки советского производства, а потом в случае необходимости скармливать населению по праздникам. Дело в том, что «пипл» может и не «схавать», ведь развитие как отдельных культурных явлений, так и культуры в целом определяется сложным взаимодействием двух разнонаправленных тенденций – новаторства и традиции.

На самом деле, даже такой консервативный и, на первый взгляд, неизменный феномен, как различные религии, в своем «победном шествии» по континентам и эпохам претерпевает серьезные трансформации, которым посвящены тонны научной литературы. К примеру, в Вашингтонском кафедральном соборе англиканской Епископальной церкви США есть так называемое «космическое окно», посвященное высадке человека на Луну, которое включает фрагмент лунного камня, инкрустированного в центр мозаики. Этот же собор украшает голова Дарта Вейдера, как метафорический образ вселенского зла, куда более понятный современникам, чем говорящий змей.

Насколько это извращает смысл христианского вероучения? Боюсь, что для людей, не особо посвященных в глубины догматики и канонов, это извращает христианство не больше, чем канонизация Русской православной церковью императорской семьи, включая Николая Второго, более известного при жизни под прозвищем «Кровавый», полученным за расстрел крестного хода 22 января 1905 года, еврейские погромы, две революции и, наконец, две развязанные и проигранные войны.

Впрочем, по кровавости «царственный страстотерпец» из дома Романовых ненамного превосходит Святого Равноапостольного Князя Владимира – братоубийцу, насильника и развратника из дома Рюриковичей, день памяти которого решили считать Днем крещения Украины-Руси. Кстати, произошло это не так давно. Праздник был установлен указом Президента Украины лишь в 2008 году по случаю 1020 лет со дня крещения Руси, вопреки тому, что учеными давно и аргументировано оспаривается 988 год как время крещения Руси. Но, как небезосновательно утверждают сторонники теории «изобретения традиций», историческая память далеко не всегда имеет в своем основании исторические факты.

Итоги крестного хода в Киеве: куда ходили и где молились верующие УПЦ МПСлово и Дело продемонстрировало маршрут и основные статистические данные первого дня пребывания процессии, организованной Украинской православной церковью Московского патриархата в Киеве.

Как тут не вспомнить историю о греческом «народном» танце сиртаки, который был придуман лишь в 1964 году специально для голливудского фильма «Грек Зорба». Похожая ситуация и с «традиционными» шотландскими килтами, история которых отнюдь не теряется в глубине веков, а едва ли прослеживается дальше XVI столетия. Впрочем, это ведь не мешает грекам танцевать сиртаки, а шотландцам носить клетчатые юбки. Традиционно. Главное, чтобы все это не привело к кризису жанра, когда низы «не хавают», а верхи продолжают выдувать пузыри из бабл гама.

Смешно выглядят попытки разглядеть «серьезные» противоречия и конфликты в вопросах, которые, несмотря на все усилия СМИ, интересуют абсолютное меньшинство, и при этом упрямо не замечать главного конфликта современного украинского общества – между привилегированным меньшинством и практически бесправным большинством. И линия раздела между ними проходит вовсе не по Московскому проспекту имени Степана Бандеры, не по Пушкину и Шевченко, не по Умани Гонты и Умани Нахмана, не по Киевскому или Московскому патриархатам. Она проходит по вопросу о власти и собственности, определяя доступ к образованию, здравоохранению, правосудию. Точнее, ограничивая его для абсолютного большинства украинцев. И игнорировать этот водораздел, выдувая пузыри из жвачки о вере, языке, истории, happy few с каждым днем становится все труднее. Украинское общество, которое господствующий класс принимает за самку светлячка, может в реальности оказаться окурком от сигареты… Как там у классика? «Из искры возгорится пламя?..»

Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: