Генеральная прокуратура всегда становилась надежной опорой каждого нового президента в системе правоохранительных органов. Во времена деятельности команды экс-президента Виктора Януковича ГПУ стала символом политических репрессий и преследований, а по уровню коррупции и недоверия общества занимала первые места наряду с судебной системой.
Изменить ситуацию должна была Революция Достоинства. Впрочем, пока тектонических сдвигов в реформе самого влиятельного правоохранительного органа так и не произошло. Последние 2 года страна ожидает простых ответов и результатов расследований по наиболее резонансным делам Майдана и расстрелу Небесной сотни. Однако уже третий по счету генпрокурор – Виктор Шокин – так и не внес ясности в данном вопросе.
А вот по количеству политических и коррупционных скандалов нынешний глава Генпрокуратуры превзошел своих предшественников, фактически сравнявшись по уровню негатива с представителями предыдущей власти. Уже почти ни у кого не возникает сомнений – Генпрокурора нужно менять. Однако есть одно серьезное обстоятельство: несмотря на то, что год прокурорства Виктора Шокина серьезно влияет на рейтинги и ухудшает имидж Президента, Петр Порошенко не спешит освобождать его от должности. Иногда даже странно наблюдать, как Глава государства якобы не замечает всего общественного негатива, который сгенерировал на себе нынешний генпрокурор, и, стиснув зубы, сохраняет за ним должность.
Вето на отставку
Сейчас глава ГПУ, как и само ведомство, собрал критическую массу негатива не только внутри государства, но и за пределами Украины. Западные партнеры уже не раз намекали Президенту о необходимости заменить руководителя Генпрокуратуры. В кулуарах парламента говорят, что во время осеннего визита вице-президента США Джо Байдена из текста его речи перед депутатами Верховной Рады исчез тезис о предоставлении значительной финансовой помощи от правительства США в размере 1 миллиарда долларов. Причиной такого шага стало упрямство АП и Главы государства в ответ на настойчивые рекомендации отправить в отставку Виктора Шокина.
О том, что нынешний глава ГПУ находится под надежным политическим зонтиком Президента, говорят с самого начала его пребывания на этом посту. Не стали критичными для Главы государства ни скандал с «бриллиантовыми прокурорами», ни демарши грузинских коллег в ГПУ, ни давление отечественной общественности об отсутствии прогресса в расследовании резонансных дел. Осенью 2015 года действия ГПУ относительно блокирования прозрачных конкурсов по избранию руководства для новых антикоррупционных органов получили огласку далеко за пределами Украины, ведь стали угрозой для выполнения страной сроков по визовой либерализации с ЕС.
Однако даже такое развитие событий не побуждало Президента отправить в отставку Шокина. Крайне медленно идет процесс по сбору подписей за выражение недоверия генпрокурору в стенах парламента. Во время прошлогодних событий с драками и скандалами в сессионном зале Верховной Рады у нардепа Егора Соболева неизвестные якобы украли папку, где уже были собраны 127 листов с подписями народных депутатов за отставку Виктора Шокина с должности генерального прокурора Украины. В новом году народным депутатам удалось повторно собрать 117 подписей, однако, чтобы рассмотреть вопрос об отставке генпрокурора, их нужно 150.
Интересно, что за отставку предыдущего генпрокурора Виталия Яремы голосов в ВР также не хватало. Впрочем, это обстоятельство не помешало Президенту внести соответствующее представление в сессионный зал, после чего нардепы большинством голосов поддержали инициативу Главы государства. Что мешает пойти по этой же схеме в этот раз, является вопросом риторическим.
Вопиющей бездеятельностью ГПУ в направлении расследований дел против коррупционных деяний бывших чиновников из команды экс-президента Виктора Януковича шокированы даже в посольстве США в Украине. Так, посол Джеффри Пайетт во время прошлогоднего Антикоррупционного форума в Одессе рассказал о том, как усилиями власти Великобритании были изъяты 23 миллиона долларов незаконно выведенных за границу украинских активов, к чему мог быть причастен бывший министр экологии Николай Злочевский. Британцы направили официальный запрос ГПУ о содействии в расследовании этого дела: речь шла о документах, необходимых для «замораживания» движения средств на счетах в период расследования. Впрочем, по словам американского посла, украинские прокуроры направили адвокатам Злочевского письмо, в котором говорилось, что ни одного дела против него нет. «В результате британский суд снял арест с активов и вскоре деньги были переведены на Кипр», – отметил в своем выступлении Пайетт.
Та же история произошла и с закрытием уголовного производства в отношении хищения средств, выделенных по Киотскому протоколу. В них фигурировали фирмы, близкие к экс-нардепу Юрию Иванющенко – одному из ближайших соратников экс-президента Виктора Януковича. Иванющенко инкриминировали незаконное обогащение на 1,88 млрд грн и организацию завладением 170 млн грн государственных средств, полученных Украиной от продажи квот Японии на выбросы парниковых газов по Киотскому протоколу. Суд закрыл дело именно из-за бездействия прокурора. Предположить, что этого не могли не знать в руководстве ГПУ, было бы слишком наивно.
Смена акцентов
Вопрос журналистов об отставке генпрокурора стал уже традиционным во время пресс-конференций Главы государства. Во время последней, уже в январе 2016 года, Петр Порошенко сдержанно высказался по поводу данной возможности, отметив, что в стране продолжается системная реформа Генпрокуратуры. «Я не буду идти путем, когда мы будем менять кандидатов на должность генпрокурора. Я решительно настроен менять структуру и систему», - заявил Порошенко, напомнив, что все коррупционные расследования у ГПУ забрали и передали их в Антикоррупционное бюро, надзор за которым осуществляет Специализированная антикоррупционная прокуратура.
Стоит отметить, что на Западе такие аргументы украинской власти не вызывают доверия. В США и ЕС продолжают настаивать на отставке нынешнего главы Генпрокуратуры. Так, о своих намерениях посоветовать Президенту уволить Виктора Шокина объявили депутаты Бундестага, которые на днях посетили Киев в рамках официальной делегации. «С персоной нынешнего генпрокурора реформа прокуратуры, которая происходит, не может считаться надежной», - отметил немецкий депутат Норберт Шпинрат, добавив, что отсутствие решения по данному вопросу в конечном итоге может навредить нынешнему руководству государства.
Последнее, чем могут похвастаться в ГПУ, - прогресс в расследовании убийств на Майдане. Недавно ГПУ сообщила об обнаружении оружия, из которого осуществлялись расстрелы протестующих в феврале 2014 года в центре Киева. Впрочем, последние успехи выглядят скорее лучом оптимизма в полной темноте. «На сегодняшний день мы имеем двойственное впечатление. С одной стороны, есть аресты. С другой – мы видим неэффективность этих расследований. Хотя здесь, конечно, ответственность можно разделить пополам, поскольку были решения суда, по которым выпускали преступников», - оценивает работу ГПУ под председательством Виктора Шокина директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран.
Эксперты также подчеркивают, что Шокин нужен Президенту для контроля над дальнейшей работой антикоррупционного прокурора. Кроме того, его увольнение может стать своеобразной разменной монетой во время длительных коалиционных торгов касательно перестановок в правительстве Арсения Яценюка. Мол, Президент будет готов отправить в отставку Виктора Шокина только в обмен на отставку министра внутренних дел по квоте «Народного фронта» Арсена Авакова. При этом, по информации источников в АП, кандидата на должность главы МВД сохранят за квотой «НФ» и поддержат голосами пропрезидентской фракции «БПП». Тогда как в случае отставки нынешнего генпрокурора в команде Президента рассчитывают сохранить за собой право на «своего» кандидата и ожидают поддержку «фронтовиков» в данном вопросе.
Сам Виктор Шокин в одном из своих недавних интервью опроверг информацию о давлении со стороны западных партнеров на Президента относительно требований о его отставке. Кроме того, скандальный глава ведомства выразил вполне справедливое предположение о том, что 2016-й станет последним годом его пребывания на должности генпрокурора. «Вы понимаете, я генпрокурор всего один год, вы понимаете, надеюсь, что последний», - подчеркнул Шокин. Остается только надеяться, что за этот год фигура и «деятельность» нынешнего генерального прокурора не станет одним из влиятельных факторов очередного политического кризиса, что может иметь фатальные последствия для всей страны.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»