«Я не допущу, чтобы было так, как в прошлом году». Премьер-министр Украины Арсений Яценюк призвал принять оперативные решения для стабилизации курса гривны, которая с начала года значительно девальвировала.
Кабмин Яценюка должен нести такую же ответственность за курс, как и НБУ.
Есть ситуативные факторы, которые оказывают влияние на ситуацию. Конечно, вместе с ценой на нефть падает и цена на украинский металл. И здесь вопрос: сколько еще будет продолжаться такое снижение цен? Следующим фактором является политика НБУ. Сейчас мы перешли к гибкому курсу. НБУ хочет перейти к инфляционному таргеттированию. Это означает, что нужно забыть, что курс находится на определенной отметке.
Курс будет колебаться в зависимости от того, как будет себя вести население, предприятия – будут ли стараться купить валюту, или же продавать. В долгосрочной перспективе все зависит от того, каким будет внешнеторговый баланс: каким будет сальдо экспорта-импорта и будет ли приток инвестиций в Украину.
Все, что может сделать НБУ в этих условиях – сглаживать колебания, чтобы они не были столь резкими. Для этого НБУ либо покупает, либо продает валюту в зависимости от ситуации. Но Нацбанк не способен установить курс на уровне 30 или 20 грн/долл.
Обращение Яценюка понятно, но на Кабмине лежит не меньшая ответственность. Ведь мы вынужденно закрываем рынок с РФ. Это ограничивает наш экспорт и НБУ ничего не может с этим сделать. Как раз правительство и должно искать другие рынки сбыта.
Обвал рубля скорее имеет косвенное влияние. Ведь чем меньше наш внешнеторговый оборот с РФ, а мы сегодня еще расширили список санкционных продуктов, тем меньше наша зависимость. Есть корреляции из-за падения цен на нефть, но не напрямую. Рубль падает, потому что он связан с экспортом нефти, а гривна – из-за того, что цены на нефть связаны с украинским экспортом, ценами на металл.
Отметим, что НБУ для того, чтобы удержать гривну от дальнейшей девальвации, каждый день проводит аукционы по продаже валюты.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»