Залпы орудий стихают, танки отводят, а пленные до сих пор сидят в подвалах. Несмотря на режим перемирия, в плену боевиков самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» остаются 150 украинских солдат. Это официальная цифра, которую озвучивает СБУ. Сколько пленников на самом деле – не известно никому.
О перспективах освобождения военнопленных и роли волонтеров в процессе обмена «Слову и Делу» рассказал глава Центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан.
Освобождение пленных – дело государства
За последний год из плена террористов «ЛНР» и «ДНР» освободили 2900 украинских воинов. Этого не удалось бы достичь без помощи волонтеров. Первыми вести переговоры с террористами начали активисты, однако сейчас они планируют полностью отдать это дело государственным структурам. Глава Центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан считает, что роль волонтеров в процессе обмена пленными подошла к концу.
«Волонтерские организации по обмену пленными себя изжили. Это функция государства, в нашем случае – Администрации Президента. Все должно решаться на дипломатическом уровне в Минске, в Женеве, в Астане – где угодно. Это уже вопрос дипломатии. Обменом должны заниматься спецслужбы, а не волонтеры», – убежден Рубан.
По мнению переговорщика, при благоприятных дипломатических условиях освободить всех пленников террористов можно за 2-3 дня. Рубан настаивает, что вопрос пленных не политический, а скорее моральный. «Нашим руководителям надо научиться сохранять каждую жизнь. Я не думаю, что будут продолжаться активные боевые действия и будут новые военнопленные, для освобождения которых необходимо участие группы. Это неправильно, когда находится куча переговорщиков, где каждый считает свои действия абсолютно верными, но это не так. Только государство должно отвечать за переговоры и обмен», – добавил Рубан.
Чтобы ускорить процесс освобождения украинцев, находящихся в плену, Служба безопасности Украины создала новый Объединенный центр, который должен будет вести учет военнослужащих и гражданских лиц, захваченных террористами или пропавших без вести, координировать их поиск, вести переговоры и обеспечивать освобождение. СБУ приглашает к участию в работе центра уполномоченных представителей других министерств и ведомств, а также общественные, волонтерские и благотворительные организации.
К обмену готовы
Еще месяц назад уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко заявила, что в плену пророссийских боевиков удерживается 163 украинца. Из них – 99 военнослужащих, бойцы добровольческих батальонов и батальонов Национальной гвардии Украины, все остальные – гражданские. Вернуться домой уже в ближайшее время имеют все шансы несколько десятков пленников, убеждают переговорщики. Боевики готовы обменять около 30 украинских военнослужащих.
«Донецкая сторона на сегодняшний день готова предоставить нам для обмена 23 человека. И Луганская – где-то 5 человек. Что касается остальных, о которых говорит Геращенко, необходимо проводить дополнительные розыскные действия и переговоры», – рассказал Рубан. По его словам, боевики удерживают в плену, по разным данным, от 150 до 350 украинцев.
Если не обмен, то выкуп
Вернуть пленных нужно любой ценой, и не обязательно путем обмена. В Центре освобождения пленных «Офицерский корпус» настаивают, что стоит рассматривать и возможность выкупа, однако не за счет родственников, а за счет государства.
Что касается условий пребывания пленных, то проверить их волонтеры не могут. Террористы на просьбу показать, как содержат украинских пленников, выдвигают встречные требования. «Они тоже хотят поехать посмотреть на условия, в которых содержатся их военнопленные. Но, согласно украинскому закону, мы не можем их пустить в наши тюрьмы. На этом все разговоры об условиях заключения и заканчиваются», – подытоживает глава Центра освобождения пленных «Офицерский корпус» Владимир Рубан.
Об условиях содержания становится известно только после освобождения. В разных местах они также разные. Сейчас украинских пленных террористы держат в подвалах, хранилищах и архивах. И даже если помещение более-менее сухое, оно все равно не пригодно для содержания людей, настаивают переговорщики. Ведь сидеть в плену иногда приходится больше года.
Последний обмен пленными между Украиной и боевиками произошел 8 сентября. Тогда удалось выменять четырех боевиков на двух бойцов АТО, которые попали в плен под Иловайском в 2014 году.
Наталья Нестерова, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»