Чем опасна мобилизация по кругу, или Когда украинцы на самом деле начнут защищать свое государство?

Читати українською
Хотя Генштаб, ссылаясь на меры безопасности, не желает предоставлять информацию о численности и пригодности мобилизованных, очевидно, что последняя попытка военных набрать необходимое количество новых солдат для ротации является наиболее неудачной за прошедшие полтора года.

В Министерстве обороны готовятся к оглашению еще как минимум трех новых волн мобилизаций. Последняя, 6 волна, согласно календарному плану, должна закончиться как раз сегодня, 17 августа. И хотя Генштаб, ссылаясь на меры по национальной безопасности, не желает предоставлять информацию о численности и пригодности мобилизованных, очевидно, что последняя попытка военных набрать необходимое количество новых солдат для ротации является наиболее неудачной за прошедшие полтора года.

Более того, эксперты предупреждают, что в нынешних условиях и с существующими подходами к организации службы в армии следующие волны мобилизации будут еще менее удачными. Несмотря на конституционный долг каждого гражданина защищать свое государство, большинство украинцев призывного возраста начали обращать внимание на невыполнение государством своих, встречных обязанностей. Административно-командная система, введенная еще в советское время, согласно которой военкомат должен «выполнить план» по обеспечению государства новыми солдатами, больше не работает. Украина меняется быстрее, чем методы управления ее руководителей и способ их мышления.

Наблюдая за процессами в армии, каждый сознательный украинский гражданин, который действительно хочет защитить свое государство и готов для этого служить в армии, не видит в действиях руководства страны достаточной мотивации относительно эффективного налаживания процесса обороны. Уклонение от службы в армии, какие бы формы оно не приобретало, в конечном итоге имеет только одну природу: растущее недоверие к действиям руководства страны. Запас патриотического подъема, который нынешняя власть безжалостно использовала весь последний год, иссяк. Граждане хотят увидеть от государства конкретные признаки ее ответственности и конкретные мотивирующие меры для граждан.

Чувствуя необходимость в изменениях, некоторые политики начали активно спекулировать этой темой. Так, в частности, министр внутренних дел Арсен Аваков, фактически признав провал последней волны мобилизации, заявил о необходимости создания контрактной армии. Его поддержал премьер-министр Арсений Яценюк, поручив Степану Полтораку составить смету для реорганизации ВСУ. Впрочем, такая реакция чиновников выглядит несколько запоздалой, хотя и необходимой.

Говоря о необходимости создания контрактной армии, руководство государства продолжает в плановом режиме готовиться к новым волнам мобилизации. Однако уже вскоре даже такие шаги будут недостаточными для организации эффективной обороны страны. Говоря о возможном наступлении врага и возможном объявлении всеобщей мобилизации, в Генштабе забывают указать: а что будут делать те мужчины и женщины, которые никогда до этого не брали в руки оружия или не имели дела с оказанием первой медицинской помощи? У некоторых из них даже нет элементарных навыков гражданской обороны, и они не знают, что нужно делать, например, в случае обстрела населенного пункта артиллерией, или нападения вражеской авиации. А если будет произведена химическая или биологическая атака, или враг прибегнет к тактике диверсионно-подрывной работы в городах с мирным населением?

Закарпатье и Ивано-Франковщина – аутсайдеры по показателям мобилизацииРегионы выполнили планы по мобилизации военнообязанных лишь на 27 и 25% соответственно, утверждает губернатор Закарпатья Геннадий Москаль.

Нерешенный вопрос реформирования армии уже в ближайшем будущем может привести к казусам в дальнейшем процессе мобилизации в ряды ВСУ. Так, например, в случае продолжения конфликта на Донбассе, может возникнуть необходимость повторного призыва тех, кто уже был мобилизован в первую мобилизационную волну. Ничего удивительного в этом вроде бы и нет, однако такое развитие ситуации приведет к напряженной ситуации в обществе, снижению доверия к власти.

Чтобы добиться успеха, а главное – победить врага, нужно менять тактику. Надеяться на призывников и изобретательность военных комиссаров по поиску «уклонистов» – слишком примитивно. Такая же система действует в соседней России, и чтобы сломать планы оккупантов, нужно действовать иначе.

Прежде всего – навести порядок с контрактниками. Для этого не нужно изобретать велосипед: для эффективного сдерживания врага на границах достаточно иметь 80-100-тысячную хорошо вооруженную и мотивированную контрактную армию. Естественно, солдат, который подписывает контракт с государством для службы в Вооруженных силах, должен получать достойную заработную плату, современное обмундирование и вооружение, проходить усиленный курс подготовки и переквалификации, сдать экзамен на знание военного дела и постоянно работать с психологом. Контрактник, кроме зарплаты, должен получать качественную медицинскую помощь, члены его семьи должны быть обеспечены социальными гарантиями на случай смерти кормильца или его инвалидности, жизнь солдата должна быть застрахована.

Понятно, что нынешняя зарплата призывника в 2436 грн в месяц не может стать даже призрачной мотивацией для гражданина, которому ежедневно нужно будет рисковать собственной жизнью. Какого же качества тогда будет оборона страны, если солдаты не будут получать подтверждение своей значимости от государства? Разговоры об отсутствии необходимых денег в Бюджете для достойных зарплат солдатам-контрактникам – лишь предположения чиновников. И найти необходимые суммы можно, было бы желание. Для этого можно изыскать много способов: например, финансировать тех же контрактников могли бы граждане, не желающие рисковать собственной жизнью и не видящие себя в рядах ВСУ. Правда, вопрос «откупа» от армии является достаточно дискуссионным, данное решение может быть связано с дискриминацией прав человека, в частности малообеспеченных граждан, которым нечем заплатить за возможность не служить в армии. Впрочем, даже такое развитие событий выглядит куда лучше, чем постоянная «игра в прятки» военкоматов и призывников.

Но и создание контрактной армии не является гарантией победы в войне. Чтобы иметь шансы на успех, в Украине нужно создать мощный мобилизационный резерв – около 4-5 миллионов легально вооруженных граждан. Какие шаги государства в этом вопросе могли бы стать хорошей мотивацией для граждан? Все просто: нужно лишь проявить доверие к соотечественникам и ввести четкие правила для резервистов. Во-первых, будущие резервисты уже частично мотивированны: это те граждане, которые патриотически настроены защищать свое государство и готовы тратить свое время, деньги и усилия для этого. Во-вторых, дополнительным стимулом может стать подписание контракта между гражданином и государством: первый гарантирует свое участие во всех мероприятиях по подготовке мобилизационного резерва, которые будут проходить регулярно, вторая – доверяет и гарантирует право на хранение и легальное использование огнестрельным оружием. То есть патриоты получают определенный статус в обществе, который будет пользоваться уважением у других его членов, а государство – мощную армию вооруженных и мотивированных украинцев, способных в любой момент дать отпор даже самой лучшей армии в мире.

Территориальные объединения граждан с постоянным участием в учениях, членскими взносами, контролем за соблюдением права пользования оружием – именно тот путь, которым в свое время пошли многие европейские страны. Чтобы начать реализацию такого плана, нужно только одно – достичь доверия между властью и гражданами. Сейчас украинцам нужно как можно быстрее найти способ переосмыслить ситуацию и понять: без нашего общего желания защищать государство, оно просто перестанет существовать. При этом, желание защищать Украину должно быть главной мотивацией и госслужащих, и солдат, и потенциальных резервистов – словом, каждого украинца, который действительно вкладывает серьезный смысл в слово «гражданин».

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: