В плену мобилизации

Сегодня вступил в силу указ Президента о частичной мобилизации: Украина готовится к очередной волне военной агрессии со стороны России и боевиков квазигосударственных образований ДНР и ЛНР. Верховная Рада соответствующим законом поддержала инициативу Президента. «С целью проведения плановой замены военнослужащих, которые длительное время выполняют боевые задачи в зоне АТО, сейчас наращиваются группировки войск и сил для отражения возможного открытого вторжения регулярных войск, возникает необходимость проведения в 2015 году цикла частичных мобилизаций», – заявил Президент Петр Порошенко. Мобилизация продлится 210 суток и будет проходить в 3 волны в январе-сентябре 2015 года.

Параллельно с мобилизацией новобранцев в зону АТО, будет продолжаться процесс демобилизации тех солдат, которые были призваны на службу еще в начале марта прошлого года. Министр обороны Степан Полторак уже спрогнозировал, что в случае необходимости в 2015 году могут быть мобилизованы до 104 тысяч человек.

Больше всего вопросов возникает в отношении критериев отбора в армию, а также самой законности проведения мобилизации в стране, где не объявлено военное положение. Так, четвертая волна мобилизации не коснется непригодных по состоянию здоровья, студентов и аспирантов дневной формы обучения, священников, родителей 3-х и более детей, занятых постоянным уходом за недееспособными родственниками и жителей оккупированных территорий.

Мобилизации подлежат граждане в возрасте от 18 до 60 лет, которые в свое время прошли соответствующую подготовку, имеют военно-учетную специальность или определенную специальную подготовку для выполнения боевых задач, а также пригодны по состоянию здоровья. Более того, согласно указу Президента, было принято решение и о призыве юношей от 20 до 27 лет, пригодных к военной службе. Их не планируют сразу отправлять в зону АТО, а сначала будут обучать военному делу.

Прежде всего, следует отметить, что законной возможности уклониться от мобилизации нет. В законе «Об обороне Украины» четко разграничиваются понятия мобилизации и военного положения. Статьи 4 и 11 данного закона четко дают понять, что Главнокомандующий может объявлять мобилизацию не только в период объявленного военного положения, но и в мирное время. Уклонение от призыва по мобилизации грозит наказанием по статье 336 Уголовного кодекса Украины в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет.

Впрочем, Степан Полторак уже успел заверить украинцев, что он выступает против того, чтобы во время мобилизации на службу привлекались люди без учета их опыта и желания служить. «Главная задача для каждого из вас – качественный отбор кандидатов на службу. Нельзя бездумно всех без разбора привлекать к службе. Прежде всего необходимо мобилизовать всех желающих, добровольцев, людей с боевым опытом, тех, кто имеет соответствующие военные специальности», – заявил министр обороны.

Проблема с мобилизацией заключается в значительно более глубоких противоречиях: несмотря на все положительные изменения в украинских вооруженных силах, до сих пор не начата сама реформа армии. Желающих служить на контрактной основе мужчин необходимого возраста и подготовки в Украине определенное количество найдется, но для всех остальных граждан никаких других альтернатив, кроме как «отдать долг государству», не предлагается.

Между тем, эксперты давно отмечают два важных аспекта:

1. Необходимо создать альтернативную систему взаимодействия с государством для тех, кто не хочет по каким-либо причинам служить в армии. Конечно, это лишь полумера на пути к созданию профессионального контрактного войска, но граждане не должны искать нелегальные пути для уклонения от военной службы. Это, в свою очередь, снизит риски коррупции при прохождении комиссий в военкомате. «Граждане, которые не хотят служить, должны заплатить военный налог. Налог должен соответствовать сумме, за которую можно обеспечивать человека на службе, начиная от его призыва и до окончания службы. Нет смысла брать тех, кто не хочет, и тянуть их насильно на службу. Результатов от таких военных не будет. К тому же, зачем стимулировать коррупцию, ведь взятки в военкомате все равно присутствуют. Эффективно сделать, например, государственный фонд, в который человек, не желающий служить, сможет заплатить, к примеру, определенную сумму и обеспечить тем самым другого военнослужащего», - считает бывший председатель Союза офицеров Украины Вячеслав Билоус. Такая система на законодательном уровне уже закреплена в Киргизии, Грузии.

2. Так и не были разработаны государственные программы по подготовке всех граждан к возможной военной агрессии. До сих пор не действуют центры подготовки к возможным опасностям, «заточенные» под обучения, семинары, тренировки на полигонах, основы медицинских знаний. Большинство горожан даже не знают местонахождение ближайших бомбоубежищ в своих районах. Это все те знания, которые в сжатые сроки получают призывники, но на самом же деле их нужно предоставлять всем гражданам. Такая система действует в странах Балтии, в Швейцарии, США.

Крайне важно, чтобы государство сумело построить не просто профессиональную армию, но и воспитало желание у каждого украинца защищать свою страну. Для этого мало пообещать гражданам «обеспечить всем необходимым во время мобилизации» в Вооруженные силы. Современные методы ведения войны предусматривают высокотехнологичные знания и профессиональную подготовку, а не использование «живой силы» для численного превосходства над соперником. Руководствуясь такой логикой, украинской власти следует позаботиться о качественном отборе кандидатов через специально подготовленные структуры, что предусматривает фактическую ликвидацию действующей системы военкоматов и изменения самой парадигмы военной подготовки.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...