Венецианский конфуз украинских «люстраторов»

Читати українською

Имея все необходимые возможности для проведения качественных изменений в стране, действующая власть вместе с новоизбранными народными депутатами в очередной раз демонстрирует некомпетентность и неэффективность. Еще одним их проигрышем противникам реформ внутри страны может стать обнародование заключения Венецианской комиссии о соответствии закона «Об очистке власти» нормам европейского права.

Пикантность ситуации заключается в том, что данный вопрос фактически координируют и лоббируют бывшие нардепы-«регионалы». Так, с просьбой к Венецианской комиссии рассмотреть данный закон еще 3 октября обратился Мониторинговый комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Пост заместителя председателя комитета занимает нынешний народный депутат из фракции «Оппозиционный блок» Юлия Левочкина. А с экспертами из Венецианской комиссии, которые рассматривала пригодность люстрационного закона европейским нормам последние 2 месяца, работал экс-регионал, а ныне - внефракционный нардеп Сергей Кивалов, которой до сих пор является одним из представителей Украины в комиссии. В конце концов, он и выступал основным комментатором этого процесса, пока представители новой власти и народные депутаты уже созданной коалиции неизвестно чем занимались. «На заседании в Риме Венецианская комиссия назначила пять экспертов, которые будут работать над экспертизой закона об очищении власти. А президент Венецианской комиссии Джанни Букиккио отметил важность этого вопроса и подтвердил, что Венецианская комиссия уже имеет опыт работы с люстрационными законами», - отметил господин Кивалов в одном из своих многочисленных комментариев.

Зато нынешние народные депутаты из парламентской коалиции, которые одновременно являются авторами закона о люстрации, вводили в заблуждение общество, утверждая, что Мониторинговый комитет ПАСЕ вообще ни к кому с просьбами дать комментарий относительно отечественного люстрационного законодательства не обращался. «Оказывается ЗУ«Об очистке власти» (люстрации) никто в Венецианскую комиссию не отправлял. Это был такой информационный шантаж украинского общества. Об этом мне со Страсбурга сообщил коллега и соавтор закона Владимир Арьев», - в октябре написал в своем Facebook еще один автор закона Леонид Емец. Действительно, не о чем волноваться.

Однако уже вчера ситуация в лагере парламентской коалиции кардинально изменилась. Нардепы, словно пожарные при тушении масштабного пожара, решили спасать ситуацию в последний момент - в канун обнародования заключения Венецианской комиссии. «Друзья Украины с Венецианской комиссии сообщают, что она может без консультаций с украинским обществом, без всякой встречи с авторами закона «Об очистке власти», без понимания, что происходит в наших судах и других симулякров государственных органов, признать украинскую люстрацию антигуманной и неевропейской. Вместе с Леонидом Емцем, с которым закон писали, и Павлом Петренко с Татьяной Козаченко, которые следят за выполнением закона в Минюсте, срочно летим в комиссию. Если честно, без приглашения. Цель - объяснить высокомудрым экспертам Венецианской комиссии, что по-другому люстрация в Украине не получится», - только сегодня написал на своей странице в Facebook председатель комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егор Соболев.

Остается только задать риторический вопрос: а что же делали и где были нардепы раньше? Почему они не действовали последние 2 месяца, позволив бывшим «регионалам» взять дело в свои руки?

Интерес и господина Кивалова, и госпожи Левочкиной вполне понятен: в случае применения закона, они сами подпадают под люстрационные критерии. С другой стороны, совершенно очевидно, что некоторые нормы прямого действия закона «Об очистке власти» с точки зрения европейского права являются дискриминационными. В частности речь идет о недоказанности вины в злоупотреблениях бывших чиновников, ведь только принадлежность лица к определенной должности в период президентства Виктора Януковича еще не является достаточным поводом (с юридической точки зрения), чтобы увольнять его с дальнейшими санкциями относительно невозможности занимать эти должности в течение определенного времени.

Формально, выводы Венецианской комиссии не являются обязательным к исполнению, а носят рекомендательный характер. Впрочем, если Украина все-таки выбрала проевропейский вектор развития, то должна учитывать мнение такой авторитетной совещательной структуры Совета Европы, как Венецианская комиссия.

Что же, в таком случае, обнародование отрицательного заключения Венецианской комиссии о несоответствии европейским стандартам права украинского закона «Об очистке власти» является прекрасным основанием для дискредитации самой идеи люстрации в нынешнем ее виде на территории Украины. Кроме того, если отечественный законодатель таки проигнорирует выводы комиссии, а люстрация состоится согласно действующему закону - у «люстрированных» чиновников будут все законные основания обратиться в Европейский суд по правам человека. И, очевиднее всего, они смогут выиграть все судебные процессы.

Что же еще может предпринять делегация господина Соболева сейчас для того, чтобы хоть как-то попытаться окончательно не упасть лицом в грязь? Единственное возможное решение - попробовать убедить комиссию перенести дату с объявлением своего заключения в отношении украинского люстрационного законодательства. Однако в таком случае обществу таки снова придется подождать с процессом очистки власти. Ведь если Венецианская комиссия пойдет навстречу просьбе об отсрочке – то сделает это лишь взамен на то, чтобы стимулировать законотворческий процесс по разработке новых правил люстрации.

Украинцы, избрав после Революции Достоинства новый состав парламента, снова оказались в тупике от некомпетентности своих же народных избранников.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.


ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: