В последние две недели произошли события, которые можно считать первыми существенными шагами «контрреволюции» в действии. 17 ноября Верховный суд на своем заседании рассмотрел вопрос о недостатках нового закона «Об очищении власти», в котором судьи нашли угрозы по ограничению независимости судебной власти в Украине.
На том же заседании, судьи Верховного суда большинством голосов приняли решение обратиться в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие Конституции отдельные положения закона «Об очищении власти».
Кстати, это не единственное обращение в КС по поводу соответствия закона о люстрации нормам Конституции. Ранее с аналогичным представлением в КС обратилась Служба внешней разведки.
Еще одним вопиющим событием стало решение Харьковского окружного административного суда от 25 ноября, которым было принято первое судебное решение о восстановлении в должности работника прокуратуры, уволенного на основании закона «Об очищении власти». Таким образом, благодаря решению суда, на работе был восстановлен Владимир Суходубов, который до увольнения занимал должность начальника отдела по работе с кадрами прокуратуры Харьковской области. Постановление суда подлежит немедленному исполнению, к тому же суд обязал прокуратуру возместить господину Суходубову средний заработок за время вынужденного прогула в период с 23 октября по 24 ноября. Самое интересное, что в резолютивной части суд ссылается на ряд статей КАСУ, однако детального правового обоснования своего решения суд пока не обнародовал.
Это уже прецедент, который даст толчок в дальнейшем саботировать требования закона о люстрации и обновлять на должностях добросовестных исполнителей преступных приказов прежней власти экс-президента Виктора Януковича. Кстати, новые решения судов не за горами - таким же образом оспаривает свое увольнение в соответствии с нормами закона о люстрации и прокурор Сумской области Владимир Петров.
Правда, и Президент, и представители новой власти настроены оптимистично. В частности, во время своей речи на торжественном первом заседании Верховной Рады 8-го созыва, господин Порошенкопризнал, что тяжелее всего придется с реформированием судебной системы. «Наши, с позволения сказать, «папередники» предусмотрительно окопалась в судах, а именно: нашпиговали их своими людьми, которые теперь превращают эти суды в адвокатуру по защите прав и интересов одиозных представителей прежнего режима. Судебная система, которая в большей степени, чем что-либо, нуждается в санации, катарсисе, - этому очищению оказывает наибольшее сопротивление», - подчеркнул Президент, пообещав подавать законопроекты в ВР по внедрению судебной реформы в экстренном порядке.
О серьезности намерений господина Порошенко свидетельствует подписанное им 24 ноября распоряжение, в котором определены сроки и уполномоченные органы для проверки в соответствии с законом «Об очищении власти» должностных лиц, назначение и увольнение которых осуществляется главой государства. Речь идет о проверке чиновников в таких структурах как СБУ, разведка, Генпрокуратура, Госохрана, Госуправление делами, Администрации Президента, Нацкомиссий и др.
В свою очередь, уже во второй раз избранный большинством нардепов новой Рады премьер-министр Арсений Яценюк не смог удержаться от того, чтобы не похвастаться количественными результатами от внедрения в действие закона о люстрации. По его словам, правительством были уволены около 28 тысяч государственных чиновников.
Однако возникает вполне логичный вопрос: какими законными методами необходимо противодействовать тем судьям и представителям старой правящей системы, которым удалось так быстро проделать первые организованные шаги с требованием отменить некоторые нормы закона о люстрации? Очевидно, единственно верного системного ответа на этот вопрос не существует.
И Президенту, и парламенту, и исполнительной власти нужно совместно доработать закон «Об очищении власти», или изобрести юридический механизм, который бы сломал сопротивление исполнителей воли предыдущей преступной власти. Нужно наконец признать, что процесс очистки власти не только должен отвечать всем законным нормам демократических процедур, но и гарантировать выполнение определенных моральных императивов, которые и дали начало процессу люстрации в Украине.
В случае если этого не поймет ни нынешняя власть, ни осколки предыдущего режима, которые изо всех сил пытаются удержаться при своих должностях - тогда снова «заговорит» улица. Скорее всего, это уже будут не мирные акции протеста, и даже не противостояние в уличных драках с представителями правоохранительных органов. Почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что бывших судей и правоохранителей будут судить «народные трибуналы», что-то вроде судов Линча, популярных в США в конце 19 века.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»