Кабмин с подтекстом недоверия

Читати українською

На этой неделе Верховная Рада, как наивысший представительный законодательный орган Украины, наконец-то выбрала состав нового Кабмина. Впервые в истории нашей независимой Украины в правительстве появились иностранные специалисты, которые в тот же день, согласно указу Президента, получили украинское гражданство.

На этапе формирования нового Кабмина мы можем уже сейчас зафиксировать 2 важные тенденции, которые трудно не заметить:

1. Правительство было сформировано непублично, за закрытыми дверями.

Ни с украинцами, ни с активной общественностью никто не советовался. Хотя еще на этапе послевыборной парламентской гонки, лидер партии «Народный фронт»Арсений Яценюк пообещал, что будущие участники коалиции будут пытаться формировать новый состав Кабмина как можно в более публичный способ. «Больше никакой кулуарщины и назначения министров за закрытыми дверями не будет. Каждый кандидат, предложенный политической партией, проходит процедуру публичных коалиционных слушаний, которые транслируются в прямом эфире так же, как транслировалось назначения Еврокомиссаров. Каждый кандидат на 10 минут подает свою презентацию видения реформ в той области, за которую он, вероятно, будет отвечать. Далее 2 часа на вопросы-ответы. Страна должна увидеть всех претендентов на эту чрезвычайно ответственную и сложную работу», - заявил господин Яценюк на одной из пресс-конференций в конце ноября. К такому сценарию якобы были готовы и в Блоке Петра Порошенко, и в «Самопомощи». Однако, несмотря на крайне сложные экономические и внешнеполитические условия, в которых оказалась Украина, новый Кабмин формировался крайне непрозрачно и слишком долго.

Эксперты отмечают, что поводом к дискуссиям были долгосрочные переговоры БПП и НФ касательно 2-х должностей в правительстве – глав МВД и Минюста. Для Яценюка эти должности были принципиальными, чтобы показать свою влиятельность и сохранить посты за своими соратниками – Арсеном Аваковым и Павлом Петренко. Для Президента Петра Порошенко, который и является фактическим лидером БПП, важно было получить эти министерские должности в правительстве для своих представителей в целях усилить свое влияние и, фактически, замкнуть все процессы контроля над правоохранительной системой на себе. В какой-то мере, такие действия президентской команды даже можно рассматривать в контексте аналогий со становлением преступного режима экс-президента Виктора Януковича. Правда, тогдашняя команда Януковича сначала стремительно взялась за приручение судебной ветви власти, а уже потом распространила свое влияние на МВД и ГПУ.

В довершение аргумента по закрытости и непрозрачности процесса формирования правительства - ни с кем не обсуждалась, фактически пролоббированная инициатива в Администрации Президента создать новое ведомство - Министерство информации, которое возглавил давний соратник Президента Юрий Стець.

2. Западные доноры не доверяют нынешним представителям власти.

Действительно, на протяжении почти 10-месячного термина работы предыдущего «переходного правительства» того же Арсения Яценюка каких-либо существенных шагов в направлении проведения или, по крайней мере, начала реформирования в стране не было сделано. Именно поэтому западные доноры, которые понимают, что без финансовых вливаний в украинскую экономику никакого существенного успеха не добиться, настояли на том, чтобы в новом правительстве появились министры-иностранцы. Речь идет о Министерстве экономического развития, которое возглавил литовец Айварас Абромавичус и Министерство финансов, главой которого была назначена американка украинского происхождения Наталия Яресько. Следует отметить, что появление такой «иностранной квоты» в правительстве можно в целом оценивать как позитивный шаг для всей Украины. Именно в этих ведомствах будут больше всего распоряжаться финансовыми потоками, и именно здесь нужен особый контроль – надежды на новых министров возлагают не только рядовые украинцы, но и западные политики. Возможно, именно благодаря такому подходу нам наконец удастся контролировать движение финансовых потоков и предупреждать любые склонности к возможным коррупционным схемам.

Стоит отметить, что новый Кабмин – действительно первое проевропейское правительство, которое наконец получили украинцы. Следует отметить, что серьезным недостатком и, в то же время, значительным преимуществом для изменений в системе управления является то, что многие из новоиспеченных чиновников нового состава Кабмина до сих пор не занимали столь высоких должностей. Впрочем, настоящий эффект от работы нового правительства украинцы смогут ощутить и оценить лишь по истечению нескольких месяцев.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: