Окружение Владимира Зеленского и сам он в последнее время много говорят о его предвыборной программе. Президент во время своих выступлений и в видеороликах акцентирует внимание на том, что выполняет обещания. А во время последней пресс-конференции заявил, что есть много обещаний и он не хочет, «чтобы они остались в истории». Раз программа президента в центре внимания, «Слово и дело» напомнит, какие важные обязательства в ней были. Сегодня поговорим об обещании «обеспечить монетизацию льгот».
У Зеленского в программе было другое связанное с этим обещание, которое он уже выполнил – обеспечить монетизацию субсидий.
Прежде всего отметим, что монетизация субсидий и льгот – это не ноу-хау Зеленского. Льготы частично начали монетизировать в 2018 году при правительстве Владимира Гройсмана. В 2019-м Гройсман сообщил, что Кабмин планирует ввести денежную компенсацию за все льготы и делать это будут поэтапно.
Например, монетизировать субсидии начали с марта 2019-го. То есть задача правительства на время каденции Зеленского продолжать этот процесс.
В 2019-2020 годах субсидии монетизировали частично, но большинство домохозяйств получали их в наличной форме. В апреле правительство Шмыгаля приняло постановление, согласно которому с 1 мая жилищная субсидия предоставляется гражданам только в денежной наличной форме. Таким образом, монетизация субсидий успешно произошла.
Есть еще один вид льгот, который правительство намерено монетизировать – льготы на оплату проезда в общественном транспорте. «С прошлого года мы работаем над тем, чтобы монетизировать льготы, потому что у нас есть достаточно большое количество людей, которые пользуются ими. От этого страдают и перевозчики, и местные органы власти, и люди, которые такие льготы имеют», – рассказал недавно министр Кабмина Олег Немчинов.
«Есть люди, которые не пользуются общественным транспортом, но имеют льготу, и есть люди, которые пользуются постоянно, но из-за ограничений перевозчиков, решения местных советов воспользоваться льготным проездом не могут», – сказал Немчинов. Поэтому монетизация, по его словам, лучший вариант.
В начале июня Кабмин Шмыгаля утвердил и зарегистрировал в парламенте законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно льгот по оплате проезда и других льгот». В законопроекте предлагается с 1 января 2023 года вместо льгот на проезд в общественном транспорте начислять денежную компенсацию.
Монетизация льгот может коснуться:
лиц с инвалидностью и тех, кто их сопровождает;
реабилитированных лиц;
лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы;
жертв нацистских преследований;
военных, ветеранов войны и военной службы;
лиц с инвалидностью вследствие войны;
родителей военнослужащих, погибших (пропавших без вести) во время службы;
участников боевых действий и лиц, приравненных к ним;
лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной;
ветеранов труда, лиц, имеющих особые трудовые заслуги перед Родиной;
многодетных семей и детей из таких семей.
При этом размер компенсации и порядок ее предоставления, в случае принятия закона, будут определять местные власти. Из законопроекта остается неясным вопрос, будут ли местным бюджетам предоставлять субвенцию на выплату компенсаций.
Таким образом, мы видим, что правительство продолжает держать курс на монетизацию льгот и субсидий. Одно обещание Зеленского уже выполнено, скорее всего, и с этим проблем не будет. Остается посмотреть, как будет реализовываться закон после принятия.
Напомним, «Слово и дело» начало анализировать выполнение предвыборной программы Владимира Зеленского. Мы писали о таких обещаниях:
зарплата военнослужащих будет на уровне натовских стандартов;
восстановить аэропорты в каждом областном центре;
уголовные преступления будет рассматривать суд присяжных, состоящий из народа;
центральные органы власти не будут сконцентрированы в Киеве;
создать условия, чтобы украинцы, которые разъехались по миру, имели желание вернуться домой;
отказ от пластика и переработка мусора;
обеспечить всех жителей доступом к скоростному интернету;
восстановить программы молодежного жилищного кредитования;
установить на дорогах автоматический контроль веса и скорости автомобилей;
граждане смогут приобщиться к принятию важных решений власти через интернет;
обеспечить переход от солидарной к накопительной пенсионной системе;
ввести одноразовую «нулевую декларацию» для бизнеса;
ввести принцип «деньги ходят за студентом»;
налоги станут простыми и понятными;
установить контроль за истощением черноземов;
установить контроль за загрязнением рек.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.