Четвертая годовщина сбития самолета МАУ в Тегеране: что известно о привлечении Ирана к ответственности

Читати українською

Четыре года прошло с того дня, как силы противовоздушной обороны Ирана сбили над Тегераном украинский самолет авиакомпании МАУ со 176 людьми на борту. Власти страны после нескольких дней отрицания причастности к катастрофе заявили, что борт на фоне напряженности в отношениях с США был «ошибочно принят за вражескую военную цель». За эти годы Иран не провел объективного расследования обстоятельств катастрофы, уклоняется от признания полной ответственности за нее и от выплаты компенсаций семьям погибших. «Слово и дело» собрало, что на данный момент известно о привлечении к ответственности виновных за крушение самолета МАУ.

В марте 2021 года орган гражданской авиации Ирана обнародовал окончательный отчет о сбитии украинского самолета МАУ над Тегераном. В документе говорится, что «самолет был определен как вражеская цель из-за ошибки оператора системы ПВО и по нему были выпущены две ракеты». Имя оператора, которого Иран обвинил в ошибке, не разглашалось.

Страны, граждане которых погибли в результате катастрофы, раскритиковали иранский отчет. В Украине заявили, что расследование было предвзятым, а представленные доказательства – выборочными. «Документ не дает всех обстоятельств, не раскрывает первопричины трагедии и цепочку действий, которые к ней привели. Это не отчет. Это сборник манипуляций, цель которого не выяснить истину, а оправдать Исламскую Республику Иран», – заявил глава МИД Дмитрий Кулеба.

Кроме того, Украина заявила, что Иран провел техническое расследование с многочисленными нарушениями международных стандартов.

В Канаде также отметили, что отчет не является полным и не дает ответов на ряд важных вопросов о катастрофе.

В начале июня 2021-го Украина, Канада, Швеция и Британия направили Ирану список претензий в связи с авиакатастрофой МАУ. Страны потребовали от Ирана признать совершение неправомерных действий и предоставить полный отчет об обстоятельствах трагедии, принести извинения, вернуть личные вещи жертв, обеспечить справедливое уголовное расследование и выплатить компенсацию ущерба.

Тогда же, в июне, канадские эксперты представили свой отчет о катастрофе. Они пришли к трем выводам:

  • Иран не обеспечил безопасность своего воздушного пространства и не сообщил авиакомпаниям о существующих рисках;
  • оператор противоракетной установки сознательно совершил ряд грубых нарушений правил ведения боевых стрельб, совершив запуск двух ракет класса земля-воздух по гражданскому самолету;
  • военное командование Ирана не предотвратило нарушения со стороны оператора, а власти пытались скрыть истинные обстоятельства катастрофы.

После нескольких раундов переговоров Иран согласился выплатить украинским семьям погибших по 150 тысяч долларов компенсации, но Украина отвергла это предложение, поскольку определять размер компенсации нужно после установления обстоятельства катастрофы и привлечения виновных к ответственности.

В конце 2022 года Украина, Британия, Канада и Швеция инициировали арбитражное рассмотрение спора, связанного с уничтожением самолета. Иран от организации арбитража отказался.

Весной 2023-го Иран вынес приговоры десяти военнослужащим, которых еще в июне 2021 года обвинил в сбитии украинского самолета. При этом Украине даже не назвали имена обвиняемых.

Так, к десяти годам лишения свободы был приговорен командир подразделения ПВО, еще девяти военным дали от одного до трех лет тюрьмы. В Иране заявил, что командир ЗРК «Тор М-1» выпустил две ракеты по самолету вопреки приказу и без разрешения, его действия «были следствием незнания ситуации и ошибочного убеждения, что обнаруженная цель была вражеской».

Летом Украина, Канада, Швеция и Британия подали против Ирана совместный иск в Международный суд ООН, чтобы начать производство в связи с нарушением Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года.

«Члены Координационной группы требуют, чтобы Международный суд вынес решение по этому спору и признал, что Иран совершил международно-противоправное деяние в соответствии с нормами международного права. Члены Группы также требуют, чтобы суд обязал Иран публично признать международно-противоправные действия и бездействие и публично извиниться перед заявителями и семьями жертв», – говорилось в заявлении. От Ирана также требуют справедливой компенсации.

Иран в ответ заявил, что четыре страны, подав иск, якобы преследуют свои политические цели и интересы.

В октябре с иранскими чиновниками были впервые проведены переговоры, чтобы обсудить ответственность государства за катастрофу самолета МАУ. Иран все еще отказывается признать свою полную международно-правовую ответственность.

Напомним, ранее «Слово и дело» писало о самых масштабных авиакатастрофах, произошедших с украинскими самолетами или на территории Украины за время независимости.

На инфографике – самые резонансные катастрофы украинской военной авиации.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: