Годовщина катастрофы МАУ: как проходят переговоры с Ираном и что обещают украинские политики

Читати українською
Год назад возле Тегерана был сбит пассажирский самолет МАУ. Слово и дело напоминает, что сейчас с расследованием и что обещали украинские политики.

Рано утром 8 января 2020-го украинский самолет авиакомпании МАУ упал возле аэропорта Тегерана. Погибли 167 пассажиров и 9 членов экипажа – граждане Украины, Афганистана, Британии, Ирана, Германии, Канады и Швеции. Только через три дня президент Ирана Хасан Рухани признал, что Boeing 737 был сбит ракетой, которую выпустили военные из Корпуса стражей Исламской революции. В годовщину катастрофы «Слово и дело» напомнит, как проходят переговоры с Ираном, а также что обещали украинские политики после случившегося.

Через несколько часов после катастрофы власти Ирана уже назвали ее возможную причину – проблемы с двигателем самолета. В свою очередь, в МАУ заявили, что самолет был новым (2016 год выпуска), технически исправным и прошел плановое обслуживание за два дня до аварии. Также представитель Министерства дорог и городского развития Ирана опроверг версию ракетного удара. Опровергать попадание ракеты в Boeing 737 в Иране будут на протяжении трех дней после катастрофы.

Четыре версии катастрофы рассматривали в Совете национальной безопасности и обороны Украины: поражение самолета зенитной ракетой, теракт, столкновение с беспилотником либо другим летающим объектом, техническая неисправность двигателя.

Вечером 9 января на первый план вышла версия о том, что украинский самолет был сбит ракетой. Об этом сообщили издания Newsweek и CNN, а также расследователи Bellingcat. Позже информацию подтвердили несколько мировых лидеров. «У меня есть подозрения. Он летел в очень непростом месте, и кто-то мог совершить ошибку. Некоторые говорят, что это была механическая проблема. Я лично не думаю, что это вообще возможно», – заявил президент США Дональд Трамп.

«У нас есть данные разведки из различных источников, включая наших союзников и наших собственных разведчиков. Доказательства свидетельствуют, что самолет был сбит иранской ракетой класса «земля-воздух». И это вполне могло быть случайностью», – сообщил премьер-министр Канады Джастин Трюдо. «В настоящее время имеется информация о том, что самолет был сбит иранской ракетой «земля-воздух». Это вполне могло быть непреднамеренным», – подтвердил британский премьер Борис Джонсон.

Украина не спешила присоединяться к этим утверждениям: Владимир Зеленский заявил, что версия с ракетой не исключается, но не является подтвержденной. «Учитывая последние заявления лидеров государств в СМИ, мы призываем всех международных партнеров – прежде всего правительства США, Канады и Великобритании – предоставить данные и доказательства, касающиеся катастрофы, в распоряжение комиссии по расследованию причин», – сказал президент.

Иран опроверг обвинения западных стран, но уже на следующий день, 11 января, признал свою вину. «Предварительные выводы внутренних расследований вооруженных сил: человеческая ошибка во времена кризиса, вызванного авантюризмом США, привела к катастрофе. Наши глубокие извинения и соболезнования нашему народу, семьям погибших и другим пострадавшим странам», – заявил министр иностранных дел Ирана. Президент Ирана Хасан Рухани назвал это «большой трагедией и ошибкой, которую невозможно простить».

Как проходят переговоры Украины и Ирана

Несмотря на то, что Иран обещал наказать виновных и выплатить компенсации родственникам погибших, почти за год особого прорыва в переговорах нет.

Украинскую переговорную группу возглавляет заместитель министра иностранных дел Евгений Енин. Первый этап переговоров начался в Киеве в конце июля. По его итогам Иран согласился выполнить все свои обязательства по международным конвенциям в сфере авиации, а также продолжать переговоры в дальнейшем.

Второй раунд переговоров прошел в октябре. Тогда Иран заверил Украину в наличии «политической воли», чтобы как можно скорее установить истину в деле о катастрофе самолета. Кроме того, в Иране заявили о готовности выделить одинаковую по размеру компенсацию родственникам жертв, независимо от их гражданства.

Самые масштабные авиакатастрофы, произошедшие в Украине или с украинскими самолетамиАвиакатастрофа вблизи Салоник, Скниловская трагедия, сбитые Boeing возле Донецка и самолет МАУ в Тегеране.

На этом готовность Ирана помогать ограничилась: в ноябре в Офисе генерального прокурора Украины заявили, что Тегеран затягивает расследование, не делится нужной информацией, а также отклонил призывы приговорить виновных военных к пожизненному заключению. Также почти год власти не передавали Украине технический отчет об обстоятельствах трагедии. Проект документа предоставили Украине только 31 декабря. «Проект отчета мы получили 31 декабря, как говорится, под елку. Есть два месяца на комментарии и замечания. Это достаточно важный этап для дальнейшего движения вперед, без которого было бы невозможно добиться выплаты компенсации и всеобщей справедливости», – сообщил глава МИД Дмитрий Кулеба в интервью СМИ.

Что с размером компенсаций пока тоже непонятно: иранские СМИ сообщали, что семьям погибших могут выплатить по 150 тысяч долларов, но Кулеба призвал осторожно относиться к такой информации.

Кстати, если все переговорные возможности исчерпаются, у Украины есть запасной вариант – обратиться в Международный суд ООН. Но сейчас об этом речь не идет.

Компенсации и наказание виновных: что обещают украинские политики

На следующий день после катастрофы самолета МАУ президент Владимир Зеленский, тогдашний премьер Алексей Гончарук и министр обороны Андрей Загороднюк пообещали оказать поддержку семьям погибших. Обещание было выполнено через неделю: Кабмин выделил по 200 тысяч гривен семьям 11 погибших граждан Украины. Также предусмотрено предоставление правовой помощи семьям.

Зеленский выполнил обещание вернуть в Украину тела погибших граждан. Специальный борт прилетел в Киев 19 января 2020-го. В Иране работала группа украинских экспертов, которые по ДНК идентифицировали личности погибших.

Как и обещал Дмитрий Кулеба, в октябре состоялись очередные переговоры с Ираном относительно авиакатастрофы.

Остальные заверения принадлежат Зеленскому и выполнены, судя по всему, будут нескоро. 9 января 2020-го президент заявил, что причины падения самолета МАУ будут выяснены путем расследования. Также Зеленский обещал, хотя это и не в его власти, что все виновные в крушении самолета будут наказаны. Что касается расследования: по словам заместителя генпрокурора Гюндуза Мамедова, совместной следственной группы сейчас нет, то есть пока Украина полагается на расследование иранской стороны.

С наказанием тоже все непросто. По словам того же Мамедова, Иран расследует случившееся как неумышленное убийство с максимальным сроком наказания – три года: «Согласно официальному ответу, иранская сторона расследует факт неумышленного убийства. Но без установления всех обстоятельств мы не можем оценить объективность следствия. И я вынужден констатировать, что в большей степени мы движемся отдельно. Тегеран категорически не приемлет нашу квалификацию, они неоднократно говорили, что это очень жесткое обвинение».

Кроме того, Зеленский пообещал, что Украина «выиграет в судах» дело о падении самолета МАУ в Тегеране. В суды пока не обращались.

И президент пообещал «давить» на власть Ирана для увеличения компенсаций за гибель украинцев. Напомним, что пока есть только сообщения иранских СМИ о том, что будет выплачено по 150 тысяч долларов. Официально Иран заявлял о готовности выплатить компенсации, но когда и сколько – все еще неизвестно.

Александра Худякова, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: