Эксперты начали расшифровку бортовых самописцев военного самолета Ан-26, потерпевшего крушение возле Чугуева Харьковской области вечером 25 сентября. Самолет совершал учебный полет. На борту находились 27 человек, из них 20 курсантов Харьковского военного университета. Погибли 26 человек. Выжил только один курсант. «Слово и дело» напоминает о самых масштабных авиакатастрофах, произошедших с украинскими самолетами или на территории нашей страны за время независимости Украины.
Авиакатастрофа украинского самолета вблизи Салоник
70 человек погибли во время авиакатастрофы пассажирского самолета Як-42 вблизи Салоник в Греции, случившейся 17 декабря 1997 года. Ни один из 62 пассажиров и 8 членов экипажа не выжил.
Рейс 241 авиакомпании «Аэросвит» по маршруту Киев-Одесса-Салоники во время урагана и плохой погоды врезался в склон горы Пента-Пигадия в 72 км от Салоник. Большинство пассажиров летели в Грецию отмечать Рождество.
Самолет нашли на высоте 1100 метров под слоем снега в горах после трех дней поисков. В операции участвовали пять тысяч военных и 29 вертолетов. Один самолет греческих ВВС разбился во время операции, на его борту погибли пять военных.
Сначала рейс осуществлял «Боинг-737», но в Одессе у него обнаружили неисправность двигателя, поэтому полет продолжили на Як-42, который компания «Аэросвит» взяла в лизинг у «Львовских авиалиний».
Причины авиакатастрофы годами устанавливали в судах Греции и Украины. В итоге в июне 2005 года Верховный суд Греции пришел к выводу, что ошибки допустили как пилоты, так и диспетчеры, которые проявили преступную халатность, неправильно поняли пилота, не приняли достаточно мер для предотвращения катастрофы и вовремя сообщили об исчезновении самолета с радаров. Тюремное заключение в 5 лет и 5 месяцев, который был сокращен ранее, им подтвердили.
Кстати, вскоре обе авиакомпании обанкротились. «Львовские авиалинии» ликвидированы в 2011 году, а через 2 года прекратил существование и «Аэросвит».
Падение истребителя Су-27УБ в Скнилове
Скниловская трагедия произошла 27 июля 2002 года, когда военный истребитель Су-27 УБ во время аэрошоу упал на военный аэродром «Скнилов» во Львове. Пилот успел катапультироваться, но в результате падения самолета на аэродроме погибли 77 человек и еще 543 человека пострадали, получив травмы различной степени тяжести.
Среди причин авиакатастрофы – отклонение от полетного задания и ошибка в пилотировании Су-27. Уголовные дела были возбуждены против всех причастных к организации авиашоу 12 человек. Суд оправдал четырех генералов.
Первый пилот Владимир Топонарь получил 14 лет тюрьмы (вышел на свободу через 11 лет), второй пилот Юрий Егоров - 8 лет (вышел через 2,5 года), командующий 14-го авиационного корпуса генерал-майор Анатолий Третьяков получил 6 лет тюрьмы (вышел на свободу в 2007-м), помощника руководителя полетов, подполковника Юрия Яцюка приговорили к 5 годам (отсидел почти 3 года), начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных получил 4 года условно. Ни один из осужденных своей вины не признал.
Сбитый самолет рейса МН17 под Донецком
17 июля 2014 года вблизи Тореза Донецкой области из российского «Бука» был сбит пассажирский самолет Boeing-777 авиакомпании «Малазийские авиалинии» рейса МН17. В результате погибли 298 человек – 283 пассажира, 15 членов экипажа. По количеству жертв катастрофа Boeing 777 стала самой крупной в истории Украины и самой смертоносной среди сбитых пассажирских самолетов.
Международное расследование установило, что самолет сбит зенитным ракетным комплексом «Бук» российского производства. 24 мая 2018 года власти Австралии и Нидерландов официально обвинили Россию в катастрофе самолета.
Кроме создания международной совместной следственной группы, Совет ООН создал международный трибунал по расследованию по факту того, что самолет рейса МН17 был сбит.
Судебный процесс по обвинению четырех причастных к катастрофе малайзийского авиалайнера MH-17, сбитого над Донбассом, начался в марте 2020 года и, по оценкам юристов, будет продолжаться 4-5 лет.
Сбитый самолет МАУ в Тегеране
8 декабря 2020 года украинский пассажирский самолет Boeing-737, принадлежавший авиакомпании «Международные авиалинии Украины» был сбит ракетой. Погибли все, находившиеся на борту 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа.
Руководство МАУ заявило, что техническое состояние самолета было хорошим, ошибка пилотов исключена, а экипаж был заранее усилен опытными пилотами, учитывая сложность рейса.
11 января президент Ирана Рухани признал, что самолет был случайно сбит ракетами, выпущенными Корпусом стражей Исламской революции. По словам официальных представителей Ирана, причиной трагедии стал человеческий фактор. Следствие продолжается.
Ранее «Слово и дело» писало о самых масштабных авиакатастрофах в мире за последние 40 лет.
Также мы разбирались с экспертом, накажут ли тех, кто сбил самолет МАУ в Тегеране.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»