Главнокомандующий Вооруженных силы Украины Валерий Залужный написал колонку и дал интервью журналу The Economist. Залужный не часто общается со СМИ, его последнее интервью для западного издания было еще летом, поэтому каждая такая публикация вызывает резонанс в Украине, на Западе и в россии. В свежем материале он констатировал, что война в Украине переходит в опасный позиционный этап, и рассказал, как этого можно избежать. «Слово и дело» собрало главное тезисы.
О ситуации на поле боя
В силу многих субъективных и объективных причин война на нынешнем этапе переходит в позиционною форму, выход из которой очень сложен. Это выгодно россии, поскольку даст ей возможность восстановить и нарастить свою военную мощь.
«Самый большой риск позиционной войны на истощение заключается в том, что она может затянуться на годы и измотать украинское государство», — говорит Валерий Залужный.
Нынешняя ситуация на фронте, пишет Валерий Залужный, напоминает Первую мировую войну: «Мы достигли уровня развития технологий, который ставит нас в тупик. Глубокого и красивого прорыва, скорее всего, не будет».
Чтобы выйти из тупика потребуется «огромный технологический скачок». В качестве примера Залужный приводит изобретение пороха китайцами.
О том, как выбраться из «ловушки» позиционной войны
«Позиционная война – это длительная война, которая несет огромные риски для Вооруженных сил Украины и ее государства», – заявил Залужный.
Чтоб ее избежать Украине нужно:
- превосходство в воздухе
- значительно улучшенные возможности радиоэлектронной борьбы и противобатарейной борьбы
- новые технологии разминирования
- способность мобилизовать и обучать больше резервов
- современное командование и управление
- рационализация логистики
О превосходстве россии в воздухе
Залужный подчеркивает, что авиация является наиболее важной для избежания позиционной войны – контроль над небом необходим для крупномасштабных наземных операций.
По словам главнокомандующего, в начале полномасштабной войны у ВСУ было 120 боевых самолетов, из которых всего треть можно было использовать.
Россия с начала войны потеряла количество самолетов, которое примерно соответствует численности авиации одной воздушной армии, вертолетов — на около 13 полков армейской авиации. Потери средств ПВО превышают 550 единиц.
Однако до конца года россия может увеличить численность самолетов за счет строительства новых эскадрилий ударной авиации.
О масштабах российских минных заграждений
По словам Залужного, сегодня минные заграждения противника на особо важных направлениях имеют высокую плотность и достигают глубины 15-20 км.
В начале войны у ВСУ было очень ограниченные возможности для преодоления минных заграждений, оборудования было устаревшее. Помощь западных партнеров изменила ситуацию в лучшую сторону, но даже этого для разминирования объективно не хватает. При этом, подчеркивает главнокомандующий, ВСУ не менее эффективно используют минные заграждения: «Это условие приводит к тому, что наступательные действия обеих сторон протекают со значительными трудностями и большими потерями в технике и личном составе».
О РЭБ и контрбатарейной борьбе
Еще один приоритет для Украины – средства радиоэлектронной борьбы. По словам Залужного, это ключ к победе в войне дронов.
Россия сейчас имеет преимущество в этой области: она модернизировала свои силы, создав новый род войск и 60 новых типов техники. Тогда как 65% средств РЭБ Украины на начало войны были советскими.
Украина создали множество собственных электронных систем защиты, но нужен более широкий доступ к электронной разведке от наших союзников.
А вот в контрбатарейной борьбе, заявил Залужный, Украина достигла паритета с россией: «Сразу после получения западного ракетно-артиллерийского вооружения ВСУ получили значительное превосходство и значительные успехи в контрбатарейной борьбе … В настоящее время нам удалось достичь условного паритета с численно преобладающей артиллерией противника за счет более точных огневых мощностей».
О мобилизации в Украине
Залужный констатировал, что россия имеет в три раза больший мобилизационный человеческий ресурс, чем Украина. Поэтому один из главных приоритетов – наращивание наших резервов.
Среди проблем, которые касаются резервов, главнокомандующий назвал ограниченные возможности подготовки на территории Украины, ограниченные возможности ротации военных, уклонение от мобилизации.
«Мы пытаемся исправить эти проблемы. Мы вводим единый реестр призывников, должны расширить категорию граждан, которые могут быть призваны на обучение или мобилизацию. Также мы вводим «боевую стажировку», которая предполагает размещение мобилизованных и обученных кадров в опытных строевых частях для их подготовки», – рассказал Залужный.
О Крыме
Крым, по мнению Залужного, остается самым уязвимым местом путина – это «стержень его проекта восстановления империи».
Он также сообщил, что 30 октября Украина впервые ударила по российским объектам в Крыму американскими ракетами ATACMS.
Об ошибке в собственных расчетах
Залужный заявил, что его предположение о том, что росси. можно остановить, обескровив ее войска, оказалось неверным: «Это была моя ошибка. Россия потеряла убитыми не менее 150 тысяч человек. В любой другой стране такие потери остановили бы войну».
Но не в россии, «где жизнь стоит дешево и где ориентиром для путина являются Первая и Вторая мировые войны, в которых россия потеряла десятки миллионов людей».
Напомним, Валерий Залужный считает, что для победы Украина должна не только освободить все свои территории, но и предотвратить новое вторжение.
Он также комментировал ядерные угрозы россии.
Залужный, кроме того, говорил, что твердо намерен начать деоккупацию Крыма, как только для этого появятся возможности.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»