Миссия невыполнима: почему Зеленский не сумел добиться мира на Донбассе

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Президент Владимир Зеленский прошел половину своего президентского срока. Согласно последнему опросу КМИС, сейчас за Зеленского готовы проголосовать 24,7% граждан. Напомним, что в 2019 году за действующего главу государства проголосовали 73% избирателей, то есть падение рейтингов – налицо. Важной причиной такого результата являются невыполненные обещания. Одно из таких ‒ обещание скорого мира на Донбассе.

На экваторе президентских полномочий, согласно последнему опросу КМИС, Владимир Зеленский имеет 24,7% поддержки, вместо 73% принявших участие во втором туре выборов в 2019 году. Такое существенное падение рейтинга поясняется обманутыми ожиданиями и рядом невыполненных обещаний.

В частности, с 2019 года господин Зеленский дал 697 обещаний, из которых так или иначе выполнил 226, не выполнил 122 и еще 349 остаются в процессе выполнения. Среди невыполненных обещаний – достижение скорого мира на Донбассе. Во многом, благодаря именно этому обещанию, Владимир Зеленский заслужил доверие избирателей из восточных регионов, проживающих ближе к зоне ведения боевых действий.

Владимир ЗеленскийПрезидент Украины

Еще в 2019 году было понятно, что Владимиру Зеленскому будет трудно завершить войну без ущерба для интересов государства и без социальных протестов. Прошедшие два с половиной года лишь подтвердили этот тезис. Причина заключается в тех методах, с помощью которых Владимир Зеленский собирался выполнять поставленную задачу.

Зе-команда не намеревалась отходить от выполнения Минских соглашений, заключенных в 2015 году при участии президента Петра Порошенко в рамках Нормандской четверки. Единственным дополнением от Зе-президента стала идея привлечения к Н4 США и Великобритании, а также намерение добиваться прямых переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным, как с человеком, который имеет реальное влияние на боевиков из ОРДЛО.

У этого плана было два существенных изъяна. Во-первых, ни санкционная политика, ни деятельность Нормандской четверки с 2015 по 2019 годы (да и в последующий период) не приблизило завершение конфликта на Донбассе. А во-вторых, Минские соглашения, в русле которых собирался двигаться Владимир Зеленский, были выписаны таким образом, что устраивали Россию, а не Украину. Попытка их выполнить в существующей, выгодной для РФ модальности, грозили Украине новым Майданом.

На волне эйфории, связанной с блицкригом Владимира Зеленского, никто не задавал простых вопросов, каким образом новый президент хочет добиться успеха для Украины, выполняя российские правила игры. И почему Владимир Зеленский, не предлагая собственных вариантов решения конфликта, хочет добиться успеха там, где его не добился Петр Порошенко, действуя такими же инструментами, что и его предшественник.

Реальность все расставила на свои места. Владимиру Зеленскому удалось пообщаться с Владимиром Путиным, 9 декабря 2019 года на саммите Нормандской четверки. Но достижение мира на Донбассе требовало включения в украинское законодательство, так называемой «формулы Штайнмайера». То есть, речь все равно шла о выполнении Минских договоренностей по российскому сценарию. Он предполагает амнистию боевикам, проведение местных выборов по украинским законам, но под дулом российских автоматов, а также внесение изменений в Конституцию Украины, для предоставления ОРДЛО статуса широкой автономии. Все это превращало ОРДЛО в подконтрольный РФ анклав, где под кремлевским протекторатом властвовали бы вчерашние главари боевиков, законно получившие полномочия на местных выборах.

Даже разговоры о перспективах разрешения конфликта по такому сценарию закономерно привели к акциям протеста осенью 2019 года. Фактически это и завело переговорный процесс в тупик, где он пребывает до сих пор. Выхода из этого тупика пока нет. Для России нет никакого смысла менять правила игры, а Украина просто не может им следовать по перечисленным выше причинам.

Если реализация Минских соглашений в 2019 году убила бы рейтинг Зеленского быстро, то существующее подвешенное состояние убивает его медленно. Но все это – следствие стратегической ошибки, допущенной Владимиром Зеленским еще начале своей государственной деятельности. Нельзя вылечить болезнь лекарством, которое не может ее вылечить. Нужны собственные рецепты.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: