Миссия невыполнима: почему Зеленский не сумел добиться мира на Донбассе

Читати українською
Денис Поповичвоенный обозреватель

Президент Владимир Зеленский прошел половину своего президентского срока. Согласно последнему опросу КМИС, сейчас за Зеленского готовы проголосовать 24,7% граждан. Напомним, что в 2019 году за действующего главу государства проголосовали 73% избирателей, то есть падение рейтингов – налицо. Важной причиной такого результата являются невыполненные обещания. Одно из таких ‒ обещание скорого мира на Донбассе.

На экваторе президентских полномочий, согласно последнему опросу КМИС, Владимир Зеленский имеет 24,7% поддержки, вместо 73% принявших участие во втором туре выборов в 2019 году. Такое существенное падение рейтинга поясняется обманутыми ожиданиями и рядом невыполненных обещаний.

В частности, с 2019 года господин Зеленский дал 697 обещаний, из которых так или иначе выполнил 226, не выполнил 122 и еще 349 остаются в процессе выполнения. Среди невыполненных обещаний – достижение скорого мира на Донбассе. Во многом, благодаря именно этому обещанию, Владимир Зеленский заслужил доверие избирателей из восточных регионов, проживающих ближе к зоне ведения боевых действий.

Владимир ЗеленскийПрезидент Украины

Еще в 2019 году было понятно, что Владимиру Зеленскому будет трудно завершить войну без ущерба для интересов государства и без социальных протестов. Прошедшие два с половиной года лишь подтвердили этот тезис. Причина заключается в тех методах, с помощью которых Владимир Зеленский собирался выполнять поставленную задачу.

Зе-команда не намеревалась отходить от выполнения Минских соглашений, заключенных в 2015 году при участии президента Петра Порошенко в рамках Нормандской четверки. Единственным дополнением от Зе-президента стала идея привлечения к Н4 США и Великобритании, а также намерение добиваться прямых переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным, как с человеком, который имеет реальное влияние на боевиков из ОРДЛО.

У этого плана было два существенных изъяна. Во-первых, ни санкционная политика, ни деятельность Нормандской четверки с 2015 по 2019 годы (да и в последующий период) не приблизило завершение конфликта на Донбассе. А во-вторых, Минские соглашения, в русле которых собирался двигаться Владимир Зеленский, были выписаны таким образом, что устраивали Россию, а не Украину. Попытка их выполнить в существующей, выгодной для РФ модальности, грозили Украине новым Майданом.

На волне эйфории, связанной с блицкригом Владимира Зеленского, никто не задавал простых вопросов, каким образом новый президент хочет добиться успеха для Украины, выполняя российские правила игры. И почему Владимир Зеленский, не предлагая собственных вариантов решения конфликта, хочет добиться успеха там, где его не добился Петр Порошенко, действуя такими же инструментами, что и его предшественник.

Реальность все расставила на свои места. Владимиру Зеленскому удалось пообщаться с Владимиром Путиным, 9 декабря 2019 года на саммите Нормандской четверки. Но достижение мира на Донбассе требовало включения в украинское законодательство, так называемой «формулы Штайнмайера». То есть, речь все равно шла о выполнении Минских договоренностей по российскому сценарию. Он предполагает амнистию боевикам, проведение местных выборов по украинским законам, но под дулом российских автоматов, а также внесение изменений в Конституцию Украины, для предоставления ОРДЛО статуса широкой автономии. Все это превращало ОРДЛО в подконтрольный РФ анклав, где под кремлевским протекторатом властвовали бы вчерашние главари боевиков, законно получившие полномочия на местных выборах.

Даже разговоры о перспективах разрешения конфликта по такому сценарию закономерно привели к акциям протеста осенью 2019 года. Фактически это и завело переговорный процесс в тупик, где он пребывает до сих пор. Выхода из этого тупика пока нет. Для России нет никакого смысла менять правила игры, а Украина просто не может им следовать по перечисленным выше причинам.

Если реализация Минских соглашений в 2019 году убила бы рейтинг Зеленского быстро, то существующее подвешенное состояние убивает его медленно. Но все это – следствие стратегической ошибки, допущенной Владимиром Зеленским еще начале своей государственной деятельности. Нельзя вылечить болезнь лекарством, которое не может ее вылечить. Нужны собственные рецепты.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: