Строить или не строить: в Украине снова решили заняться собственным корветом

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В Минобороны снова заговорили о достройке украинского корвета «Владимир Великий», проекта 58250. Предполагается, что этот корабль в будущем должен заменить флагман украинского флота, фрегат «Гетьман Сагайдачный». Впрочем, богатая и неоднозначная история «Владимира Великого» заставляет сомневаться в том, что эти планы сбудутся.

О перспективе достройки «Владимира Великого» сообщила пресс-служба Министерства обороны. «Составляющие и комплектующие части корабля «Владимир Великий» проекта 58250 с целью их сохранения и дальнейшей достройки будут перемещены на мощности одного из украинских судостроительных заводов», – сказал министр обороны Андрей Таран.

По его словам, общая сумма уже вложенных средств в строительство и проектирование корабля составляет почти 569 млн гривен (при довоенном курсе доллара 1 к 8). Теперь же на достройку корвета необходимо около 8,3 млрд грн, без учета боекомплекта. Предполагается, что в будущем «Владимир Великий» заменит нынешний флагман ВМСУ, фрегат «Гетьман Сагайдачный», поскольку по своему водоизмещению (2650 тонн), новый корвет вполне подходит под категорию фрегата ближней морской зоны.

Нынешняя готовность «Владимира Великого» составляет 17%. Уже готовые его элементы находятся на территории «Черноморского судостроительного завода», где он и был заложен в 2011 году. Но работы давно не ведутся, потому что ЧСЗ, принадлежавший олигарху Вадиму Новинскому, пребывает в состоянии банкротства.

Помимо банальных проблем с финансированием, которые преследовали проект 58250 буквально с момента его рождения, существуют еще несколько факторов, которые заставляют сомневаться, что «Владимир Великий» все же будет достроен.

Вдвое меньше бронетехники и автомобилей: как Минобороны выполнило планы по оснащению ВСУ на 2020 годКак Минобороны выполнило планы по оснащению ВСУ на 2020 год, смотрите в инфографике Слово и дело.

Во-первых, в Минобороны сразу же предупредили, что завершение работ над корветом напрямую связано со реализацией другого масштабного проекта – строительства турецких корветов типа Ada. Эти корабли будут строиться украинскими и турецкими предприятиями на паритетных основаниях, что поможет отечественным специалистам, восстановить утраченные навыки изготовления больших боевых кораблей.

Только после этого можно будет взяться за украинский корвет. Однако, по прогнозам Минобороны, строительство только одного турецкого корабля займет 3-6 лет, плюс еще пару лет на его освоение. Легко подсчитать, что при таких условиях «Владимир Великий», на завершение которого нужно еще 3-4 года, появится на флоте примерно в середине 2030 годов. К тому времени, вся его конструкция рискует безнадежно устареть.

Второй момент – это вооружение корабля. Даже после его закладки в 2011 году, военные долго не могли решить, какие системы вооружения на нем нужно поставить. Шла речь даже о российских системах, что после 2014 года, понятное дело, стало невозможно. Один из наиболее известных вариантов оснащения – 76,2-мм автоматическая корабельная пушка Super Rapid, спаренная 35-мм корабельная зенитная установка, производства швейцарской компании Oerlikon и торпеды MU90 европейского оружейного консорциума EuroTorp. Логично было бы оснастить этот корвет еще и украинским противокорабельным ракетным комплексом «Нептун», но такая перспектива не учитывалась на этапе проектирования «Владимира Великого». Значит, могут понадобиться новые доработки.

И третий момент, несмотря на все оптимистические заявления Минобороны, складывается впечатление, что власти Украины сами не знают, нужен ли нам этот корвет, или нет. Так, осенью 2019 года президент Владимир Зеленский всерьез говорил о том, что головной корвет нужно достраивать, а в течение следующих девяти лет дать флоту еще четыре корабля проекта 58250.

Затем можно вспомнить слова главы фракции «Слуга народа» Давида Арахамии годичной давности. В июле 2020 года, в Николаеве, господин Арахамия заявил, что строительство украинского корвета проекта 58250 «не является приоритетом», а все ресурсы планируется направить «на закупку готовых кораблей и ремонт тех, которые уже есть».

После заявлений Арахамии прошло чуть больше года, а мы снова всерьез говорим о достройке корвета и строительстве других кораблей для ВМСУ с помощью турецких и британских специалистов. Возрождать собственное производство – это хорошо и правильно, но кто знает, какими будут наши планы еще через год.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: