Корабль-призрак: получил ли украинский флот новый корвет

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Глава парламентской фракции партии «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что строительство украинского корвета проекта 58250 на сегодняшний день не является приоритетом. Вместо этого предлагается сосредоточиться на ремонте старых и закупке уже готовых боевых кораблей. Заявление Арахамии входит в противоречие с предыдущими заявлениями президента Владимира Зеленского на эту же тему.

Заявление о строительстве корвета глава парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия сделал на днях, презентуя в Николаеве штаб партии СН. По словам политика, сейчас Украина больше заинтересована в ремонте старых и закупке уже готовых кораблей, нежели строительстве собственных корветов.

«Нужно 3-4 года, пока первый корвет сойдет со стапелей. Сейчас принято решение все деньги и ресурсы направить на закупку готовых кораблей и ремонт тех, которые уже есть. Я считаю, что это самый правильный вариант, так как в ближайшие два года нужно максимально нарастить флот. О судьбе корвета могу сказать только то, что в ближайшие два года, кроме проектных вещей, большого строительства не будет», – заявил Давид Арахамия.

Украинский корвет проекта 58250 имеет богатую и непростую историю. Это перспективный многоцелевой боевой корабль, разработанный николаевским государственным предприятием «Опытно-проектный центр кораблестроения». Проектирование было завершено еще в 2008 году, а строительство началось в 2011 году на николаевском «Черноморском судостроительном заводе» (ЧСЗ). Предполагалась широкая кооперация как отечественных, так и иностранных предприятий. Например, само производство размещалось в Украине. Однако корабль планировалось оснастить итальянской 76,2-мм автоматической корабельной пушкой Super Rapid, спаренной 35-мм корабельной зенитной установкой, производства швейцарской компании Oerlikon и торпедами MU90 европейского оружейного консорциума EuroTorp

Первый корабль предполагалось спустить на воду в 2012 году, в 2021 году ВМСУ должны были иметь 4 корвета, а к 2026 году – 10-12. В реальности же по состоянию на 2020 год головной корабль готов менее, чем на 20%. Реализации амбициозных планов помешало не только отсутствие средств, но и война, заставившая развивать сухопутные силы. Кроме того, еще в 2018 году ЧСЗ, на стапелях которого находится корвет, объявил о начале процедуры банкротства.

Необходимость срочно нарастить количество боевых кораблей поясняется не только угрозой с моря, но и самой концепцией развития украинских ВМС. В результате аннексии Крыма Украина потеряла до 75% боевого состава флота. Чтобы быстро возместить потери, в 2016 году было объявлено о создании так называемого «москитного флота» численностью до 30 кораблей, способных атаковать большого противника по принципу «волчьей стаи». Основой этого флота должны были стать малые бронированные артиллерийские катера «Гюрза-М», ракетные катера «Лань», оснащенные украинскими противокорабельными ракетами «Нептун», а также десантно-штурмовые катера «Кентавр».

Сейчас спущены на воду два «Кентавра» и семь «Гюрз», шесть из которых поступили в распоряжение флота. При этом две «Гюрзы» – «Никополь» и «Бердянск» – сейчас находятся на ремонте. Именно эти два катера 25 ноября 2018 года были захвачены российскими пограничниками, год провели в плену и были возвращены в полуразобранном состоянии. «Ланей» на вооружении украинской армии еще нет, как и ПКР «Нептун» морского базирования. В настоящее время активно испытывается наземный вариант этого ракетного комплекса.

Остальные корабли Украина действительно получает из-за границы. Это прежде всего американские патрульные катера Island, два из которых уже переданы в Украину (еще четыре планируется передать). Также наша страна вскоре получит из США малогабаритные скоростные патрульные катера Mk VI, пригодные также для высадки десанта.

О корвете вспомнили год назад. Президент Владимир Зеленский поручил возобновить работы по строительству корабля. Якобы украинским проектом заинтересовался иностранный заказчик. При этом корвет, которому уже присвоено название «Владимир Великий», планировалось оснастить ракетами «Нептун» корабельного базирования.

Поэтому заявление Арахамии о том, что раньше 2022 года продолжения строительства корабля ожидать не стоит, говорит о том, что поручение Зеленского не выполняется или же его просто невозможно выполнить.

В любом случае корвет очень бы пригодился нашим ВМС. Он бы усилил огневую мощь флота, а также позволил бы оперировать за пределами Черного моря. Ведь «Владимир Великий» должен был обладать водоизмещением в 2500 тонн, автономностью до 30 суток и дальностью плавания до 4000 миль (более 7 тыс. км). Не говоря уже о том, что строительство корвета могло бы создать рабочие места и вообще оживить украинское кораблестроение.

Пока похоже не то, что долгострой продолжается, и проект 58250 рискует устареть раньше, чем его спустят на воду.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться: